|
От
|
Михаил
|
|
К
|
Михаил
|
|
Дата
|
17.09.2002 11:19:00
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
И еще про аварию "Орленка"
УДАР О ВОДУ
На пятой минуте полета при выполнении разворота командир Александр Коробкин почувствовал что экраноплан "проваливается". Опытный летчик в прошлом водивший гидросамолеты он сделал то что делают в такой ситуации пилоты то есть взял ручку на себя. Экраноплан круто взмыл вверх достигнув высоты сорока метров. При этом он потерял скорость в результате чего произошел срыв потока воздуха на крыльях как следствие - резко упала подъемная сила. "Монстр" стал падать...
На скорости более 350 километров в час "Орленок" ударился о поверхность воды подскочил ударился еще раз. От удара отлетел стабилизатор разрушилась обшивка хвостовой части получила повреждения носовая оконечность. Через незакрытые люки главной палубы днища внутрь корпуса стала поступать вода. Перед полетом внимание командира было обращено на эту неисправность но он ответил что закрыть люки не представляется возможным из-за неполадок в системе закрытия.
Десять человек ушли в полет на "Орленке". В кабине пилотов в те минуты находилось девятеро в том числе командир части офицеры подразделения и двое гражданских лиц о которых упоминалось выше. Десятым был бортмеханик он находился в десантном хвостовом отсеке. Девять человек получив ранения ушибы и переломы уцелели. Десятый погиб. В хвостовом отсеке где произошел разрыв обшивки и продольных связей экраноплана была обнаружена лишь одна нога бортмеханика остальное поглотило море.
Пострадавшие вели себя мужественно оказавшись на грани жизни и смерти. Один из участников полета инженер-кораблестроитель Сергей Волков рассказывает: "Испугаться я не успел так все произошло мгновенно. После ударов подумал что у меня повреждены ноги но убедился - целы. Острая боль чувствовалась в спине. Командир приказал выбираться из кабины через боковую форточку. Я разделся снял обувь и выбрался на крыло..."
На воду были сброшены три спасательных плотика. Два не раскрывшись утонули. Третий раскрылся ко волнами его ударило о штырь антенны он тоже оказался непригодным.
Волков спросил штурмана далеко ли они от берега? Штурман ответил: миль пятнадцать.
Через какое-то время послышался рокот авиационного двигателя и над местом катастрофы появился вертолет. Покружив над "Орленком" он сбросил спасательный плот и улетел. Пострадавшие приободрились: с вертолета сообщат координаты гибнущего экраноплана и к ним на выручку подойдет танкер который они видели во время разворота за несколько мгновений до падения.
Однако проходил час за часом но помощи не было. Впоследствии выяснилось почему моряки не спешили на помощь. Когда вертолет передал на танкер по радиосообщение о гибнущем экраноплане. капитан отказался изменить курс: танкер на хозрасчете а поэтому не может терять времени. Он увы принадлежал уже не Советскому Союзу а одной из независимых южных республик. Понадобились непростые переговоры командования с руководителями пароходства потребовалось вмешательство руководства морского флота и лишь после этого танкер подошел к тонущему экраноплану. К тому времени на море разыгрался шторм наступила ночь. Все ждали что с танкера спустят шлюпку и на ней доставят раненых измученных озябших людей на борт судна. Однако капитан отказался: дескать. шлюпка может затонуть а судно находится на хозрасчете кто будет платить за возможный ущерб? Пострадавшим пришлось вплавь (!) добираться до дрейфующего танкера и взбираться на его борт по штормтрапу! Раньше бы за такое по писаным и неписаным морским законам капитана судна судили бы.
Спустя одиннадцать часов с момента аварии пострадавшие были наконец доставлены в госпиталь. У некоторых врачи обнаружили переломы рваные раны обширные ушибы. Тяжелее всех пострадал Сергей Волков у которого произошел перелом позвоночника.
Слава Богу теперь все позади: в конце ноября его выписали из больницы и он побывал в Москве где решал вопросы связанные со строительством младшего брата каспийского монстра - восьмиместного катера "Волга-2". Головной образец успешно закончил опытную эксплуатацию получил высокую оценку специалистов-транспортников. По прикидкам конструкторов только в России потребность в таких экранопланах-малютках составляет около 10 тысяч штук.
А что с "Орленком"? Штормом "монстра" отнесло от места аварии более чем на сто километров. Там его взорвали ибо судоподъемная служба пароходства заломила такую цену что ее не выдержал бы никакой бюджет а оставлять "Орленка" было опасно: плавающий экраноплан мог помешать судоходству. Черный ящик с корабля попал в сети к рыбакам и был передан в Каспийск. Там его заполучили военные летчики - и все дальнейшее покрыто завесой секретности. Разумеется была создана комиссия по расследованию катастрофы выводы которой должны помочь обезопасить дальнейшие полеты и не только каспийских монстров.