От Пуденко Сергей
К Кактус
Дата 21.09.2012 15:36:02
Рубрики Проекты & планы;

Re: Re:серия" Словарь...

>>Молиться на формационный подход, диамат в старом изводе и прочий Словарь (глоссарий)п.у. Розенталя-Юдина, Митина-Федосеева или Келле-Ковальзона было поздно уже тогда, соответственно в 1950, 1960 и 1970
>
>Насчет формационного подхода мне кажется что он с поправками вполне применим.

по сугубо личному представлению, мирсистемщики продвинулись прилично, цивилизационники,хотя и заполонили учебники, концептуально нищи (мама матрица россия,что-то такое, или ридна ненька украина, на мотив гопака)и их дело дышит на ладан. А формен надо развивать,без этого в конкурентной знаниевой борьбе гарантирован слив


>В силу неравномерности развития при капитализме различные регионы мира разделены на центр и периферию. Взаимодействие между центром и периферией также происходит на межукладном уровне. Например, индустриальный капиталистический уклад в Англии создал два подчиненных уклада в США: первобытный на севере и рабовладельческий на юге. Английские капиталисты были заинтересованы в мануфактурном производстве дешевого хлопка, поэтому на юг завозили рабов. И наоборот, создание на севере, где условия для этого были крупных мануфактурных хозяйств по производству дорогого (без рабов) хлеба было Англии невыгодно. Таким образом, становление промышленного капитализма в Англии повлияло на развитие периферии, создав деформации которые были устранены только в ходе гражданской войны с огромными жертвами для населения юга. В целом описывать глобальную ситуацию проще на пересечении двух подходов: раскладки по укладам и по линии центр - периферия.

пошел мирсистемный срез с вводом уклада

Но что есть уклад?в этом вся засада
Уклад и многоукладность (понятийно) пока есть Крылов В.В.
Более ничего.
Крылов спасает формационный подход привнесением своей понятийной проработки

>Это все общий абрис с целью показать что формационная теория не совсем мертва. Что касается общей цели построения коммунизма, то мне кажется что коммунизм это не горизонт ("царство божие на земли"), не движение ("движение все, цель ничто"), а многоукладное общество с господством коммунистического уклада. Общество в котором в силу его многоукладности найдется место всем. Не лживая толерантность, а перегородки между общинами и укладами которые позволяют каждому перейти в другое место, но не позволяют вторгаться со своим уставом в чужой монастырь. И постепенное, долгое преобразование этих укладов в один.

я схематизировал ленинскую укладную схему с целью ввода уклада как концепта, для начала. Буду готовить занятие по метапредмету "Проблема" (название "проблема развития СССР в 1920е-30е годы"), защищать, потом посмотрим. Схему выложу в копилку

Крылова ввести пока сложно. Фурсов его схарчил.
Потому что это очень непросто. Уклад в учебниках контрабандно вводится только в "глазьевском" варианте. Пятый там, шестой ТЕХНОпромышленный. Такая есть чисто экономицистская, но уже прижившаяся концепция.

есть другие варианты, формационных не знаю

От Кактус
К Пуденко Сергей (21.09.2012 15:36:02)
Дата 26.09.2012 13:08:05

Re: Re:серия" Словарь...

>>>Молиться на формационный подход, диамат в старом изводе и прочий Словарь (глоссарий)п.у. Розенталя-Юдина, Митина-Федосеева или Келле-Ковальзона было поздно уже тогда, соответственно в 1950, 1960 и 1970
>>
>>Насчет формационного подхода мне кажется что он с поправками вполне применим.
>
>по сугубо личному представлению, мирсистемщики продвинулись прилично, цивилизационники,хотя и заполонили учебники, концептуально нищи (мама матрица россия,что-то такое, или ридна ненька украина, на мотив гопака)и их дело дышит на ладан. А формен надо развивать,без этого в конкурентной знаниевой борьбе гарантирован слив

Надо брать пересечение укладов и центра-периферии.

>Но что есть уклад?в этом вся засада
>Уклад и многоукладность (понятийно) пока есть Крылов В.В.
>Более ничего.
>Крылов спасает формационный подход привнесением своей понятийной проработки

Если бы я составлял вики для себя, для внуков например, сделал бы что-то подобное. Это только структура, но если руки дойдут попробую ее заполнить содержанием. Критика приветствуется, если конечно этот скелет несет хоть какую-то информацию.

1 Человек
1.1 Родовая сущность человека
1.1.1 От инстинкта к разуму
1.1.2 От стайности к социальность
1.1.3 От приспособляемости к производству
1.1.4 Противоречие между социальностью и производством - источник развития человека
3 Производство
3.1 Мощность основной параметр производства
3.2 Прогресс производства как рост мощности
4 Способ производства
5 Элементы способа производства
5.1 Способ увеличения мощности
5.2 Работник
5.3 Средство производства
5.4 Предмет труда
5.4.1 Человек
5.4.2 Средство производства
5.4.3 Предмет труда
5.4.4 Предмет потребления
5.4.5 Среда обитания
5.4.6 Знание
5.4.7 Социальная форма
5.5 Классы
5.6 Производственные отношения
6 Описание исторических способов производства
7 Способ увеличения мощности
7.1 В производящей экономике
7.1.1 Доиндустриальный первобытный - демографическое производство
7.1.2 Индустриальные - машинное производство
7.1.2.1 Капиталистический
7.1.2.1.1 Отраслевая корпорация - высшая социальная форма промышленного капитализма
7.1.2.2 Социалистический
7.1.2.2.1 Гос. план - высшая социальная форма социализма
7.1.2.3 Постиндустриальный знаниевый
7.1.3 В присваивающей экономике
7.1.3.1 Рабовладельческий
7.1.3.2 Постиндустриальный финансовый капиталистический
8 Социально-экономический уклад - социальная форма производства
9 Элементы социально-экономического уклада
9.1 Способ производства
9.2 Производственные отношения
9.3 Классы
9.3.1 Трудящиеся
9.3.2 Господствующие
9.4 Культура (этика и эстетика) классов
9.5 Политическая система
10 Производственные отношения – надстройка
10.1 Над первобытным способом производства
10.1.1 Первобытнообщинные
10.1.2 Азиатский способ производства
10.1.3 Феодальные
10.2 Над индустриальным
10.2.1 Капиталистические индустриальные
10.2.2 Социалистические индустриальные
10.3 Над постиндустриальным
10.3.1 Капиталистические финансовые
10.3.2 Коммунистические знаниевые
11 Описание исторических социально-экономических укладов
11.1 Первобытный общинный
11.2 Азиатский первобытный
11.3 Рабовладельческий
11.4 Первобытный феодальный
11.4.1 Ранний феодализм (приватизация власти военной демократии)
11.4.2 Абсолютизм и кризис феодализма (приватизация собственности)
11.5 Индустриальный капиталистический
11.6 Индустриальный социалистический
11.7 Постиндустриальный капиталистический (финансовый капитал)
11.7.1 Невозможность знаниевого капитализма
11.7.2 Постиндустриальный коммунистический (знаниевый)
11.7.2.1 Попытка создания коммунистического уклада
11.7.2.2 НТР в России
12 Социально-экономическая формация – совокупность укладов образующая общество
12.1 Теория
12.1.1 Теория формаций у классиков марксизма
12.1.2 Ленинская теория многоукладности
12.1.3 Полилогия А.С. Шушарина
12.1.4 Описание капиталистических укладов В.В. Крыловым
12.2 Структура формации
12.2.1 Господствующий и подчиненные уклады
12.2.2 Диалектика укладов центра и периферии
12.2.2.1 Внутри формации
12.2.2.2 В мире
12.3 Описание исторических формаций
13 Мировой центр и периферия
13.1 Масштабируемость капиталистической мировой системы
13.2 Эксплуатация периферии центром
13.3 Описание исторических взаимодействий центра и периферии
13.3.1 Рабовладельческого и первобытнообщинного
13.3.2 Феодального и первобытнообщинного
13.3.3 Капиталистического и первобытнообщинного
13.3.4 Капиталистического и феодального
13.3.5 Капиталистических финансового и промышленного
13.3.6 Капиталистического финансового и социалистического промышленного
14 Революция - смена господствующего уклада
14.1 Элементы революции
14.1.1 Политическая революция - переход власти и создание новой формы правления
14.1.2 Экономическая революция - создание нового способа производства
14.1.3 Культурная революция - создание культуры победившего класса
14.2 Описание исторических революций
14.2.1 Русская революция
14.2.1.1 Уклады в дореволюционной России.
14.2.1.2 Революция 1917 года
14.2.1.3 Культурная революция
14.2.1.4 Великий перелом
14.3 Возможный сценарий революции на постсоветском пространстве
15 Партия ленинского типа - инструмент революции
15.1 Пролетариат
15.2 Формы пролетариата в различных формациях
15.3 Партия пролетариата

Не получается список отступами отформатировать. Прошу прощения, читать еще сложнее чем в офисе.

От Кактус
К Кактус (26.09.2012 13:08:05)
Дата 16.10.2012 11:21:33

Очередная марксоидная схема

Возможно что сложности анализа происходящих последние 20 лет изменений связаны с недооценкой классовой структуры общества и формационного характера его развития. Старые марксистские формулы стали непопулярны. По моему убеждению другого адекватного языка, кроме предложенного классиками обсуждения в категориях производства, нет и долго не будет. Текст содержит ряд упрощений сложных общественных проблем и предлагается только как материал для дискуссии.

От Кактус
К Кактус (16.10.2012 11:21:33)
Дата 16.10.2012 11:28:12

2. Социальность

Социальность - способность образовывать связи между людьми и создавать социальные формы как совокупность таких связей. Социальная форма в индивидуальном (частном, единичном) - личность как форма организации сознания человека, в родовом (общем) - социальная форма организации связей между индивидами в процессе разделения труда (специализации и кооперации).

Социальная форма может описываться в терминах производства с учетом ее специфического предмета труда. Например, простейшая социальная форма первобытного общества - семья - возникла в процессе половозрастного разделения индивидуального материального труда в демографическом производстве. Крупная первобытная социальная форма - этнос - возникла в ходе разделения всеобщего интеллектуального труда по освоению человеческой популяцией конкретного ландшафта. С этой точки не кажется верной гипотеза Поршнева Б.Ф. о том что предпосылкой возникновения различных языков был каннибализм. Скорее освоение различных ландшафтов требовало разной структуры понятий и разнообразие ландшафтов нашло отражение в разнообразии племенных языков.

Социальная форма одновременно и способ организации производства и машина для производства социальных связей, и машина социализации человека. Не являясь субъектом общественных отношений она определяет их порядок. Поэтому социальная форма занимает господствующее положение по отношению к тому производству, существование которого обеспечивает. Например, патриархальная семья воспроизводит сама себя, а основное производство первобытного общества - демографическое - делает только средством собственного воспроизводства. Она производит не тех людей, которые нужны обществу, а тех которые нужны для воссоздания в будущих поколениях той же патриархальной семьи.

Этнос с присущей ему культурой также воспроизводит не ту структуру общественных отношений, которая нужна для обеспечения демографического производства и освоения ландшафта в интересах общества, а ту которая нужна для его собственного укоренения в ландшафте. В индустриальном обществе это приобретает уродливые формы когда вместо освоения этносом природного ландшафта начинается освоение ландшафта социального с сохранением первобытного варварского отношения к окружающей среде, теперь уже социальной.

Следствием самовоспроизводства социальных форм стала замена биологического отбора у человека на социальный отбор. В животном мире получают возможность выжить и оставить потомство те особи которые смогли приспособиться к окружающей природной среде. В обществе такую возможность получают те кто сумел приспособиться к существующим социальным формам. Но человек - не животное. Когда резерв приспособляемости исчерпан, он не всегда соглашается умирать, а иногда ломает старые социальные формы и создает новые.

Родовая сущность человека - единство производства и социальности - в социальной форме естественным образом отчуждается от индивида и начинает жить самостоятельной жизнью. Не всякое отчуждение порочно. Когда это отчуждение происходит стихийно как, например, при создании семьи и этноса, первоначально социальная форма соответствует современному ей человеку. Но затем она устаревает и начинает сдерживать развитие человека.

Создание социальных форм как искусственных конструктов, например, капиталистической корпорации и нации, привело к углублению отчуждения потому что новые социальные формы соответствовали родовой сущности определенного типа человека - капиталиста, и не соответствовали ни абстрактному гуманистическому идеалу, ни реально существовавшим массам населения. Задача - научиться создавать искусственные социальные формы соответствующие уровню развития современного им человека и содержащие встроенный механизм демонтажа не сопровождающегося разрушением всех структур общества. Только так можно решить задачу перехода от господства социальной формы над человеком к господству человечества над социальной формой поставленную еще Марксом.

Если цель общества максимальная социализация человека как соответствие формы личности и социальной формы, то социальные связи начинаясь в обществе как элементы социальной формы должны продолжаться внутри личности и наоборот. Тогда многообразие общественных форм должно соответствовать многообразию личностей составляющих общество. Общество не может представлять из себя казарму или лагерь с единой социальной формой и единой формой личности.

Социальность и ее формы - отдельная обширная тема которая здесь не рассматривается потому что интересует не сама социальность, а ее связь с материальным производством.

От Михайлов А.
К Кактус (16.10.2012 11:28:12)
Дата 16.10.2012 18:34:24

Re: 2. Социальность

Знаете, я бы опираясь на собственные наработки постарался бы более структурировать текст разбив его на более мелкие элементы. Для энциклопедии не очень полезно когда статья представляет собой целостную комплексную концепцию, которую надо любо принять либо отвергнуть. Нужно показать детали — элементарные блоки связки. Если начинать с самых абстрактных понятий социального их 8 штук -
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/18804.htm — и десять противоречий связей (не все со всем , а только соседние клетки по вертикали и горизонтали ) - каждое понятие и противоречие можно охарактеризовать буквально одним предложением (ссылки на первоисточники и комментарии ниже и отдельно), а потом уж из этих элементов собирать схемы более конкретных понятий.

От Кактус
К Михайлов А. (16.10.2012 18:34:24)
Дата 17.10.2012 12:29:06

Re: 2. Социальность

Спасибо за подсказку.

Я хочу предложить не статью, а пока концепцию. Структура с графом у меня есть, но она не очень удобна для чтения. Социальность детально разбирать не планировал, но если взять элементы той схемы которая опирается на теорию Щедровицкого и рассмотреть их с точки зрения производства, то они будут выглядеть по-другому.

От Кактус
К Кактус (16.10.2012 11:21:33)
Дата 16.10.2012 11:27:33

1. Родовая сущность человека

Родовая сущность как онтологическое понятие - способ существования, способ оставаться в бытии присущий определенному классу объектов.

Согласно дарвинизму родовая сущность животного заключается в биологической эволюции в ходе которой с целью сохранения вида животное реагирует на изменения окружающей среды приспосабливаясь к ним. Когда предел приспособляемости исчерпан, животное погибает. За счет выбывания не приспособившихся особей происходит естественный отбор. Приспособляемость вида в целом обеспечивается индивидуальной наследственной изменчивостью которая дает части вида новые признаки позволяющие выжить в изменившейся окружающей среде. Главный механизм биологической эволюции животного - приспособляемость.

Потерпев неудачу в биологической эволюции как животное наш биологический предок стал человеком - перешел от приспособляемости к производству, восполняя трудом недостающее в природе для его существования. Производство - общественный механизм позволяющий выживать человеку как виду. Переход от присвоения к производству потребовал совместных интеллектуальных усилий невозможных без преобразования животной стайности, основанной на инстинкте, в человеческую социальность, основанную на разуме. Главное отличие человека от животного, предпосылка производства - социальность, способность к образованию общественных форм.

Родовая сущность человека как биологического вида - социальность, находящаяся в единстве и противоречии с производством. Развертывание этого противоречия - источник развития человечества. Биологическая природа человеческого индивида также находится в единстве и противоречии с социальностью. Развертывание противоречия между материальным биологическим телом и идеальной общественной личностью - источник развития индивида. Как в отношении социально-производственной родовой сущности человека, так и в отношении его социально-биологической индивидуальной сущности ведущую роль играет социальность.

Коротко это отражено в VI тезисе о Фейербахе где Маркс определяет родовую сущность человека как социальность: "... сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.
http://www.marxists.org/russkij/marx/1845/feuerb.htm)

Статья по теме: Н.М.Бережной "Гегель и Маркс о родовой сущности человека" http://philosophy.ru/iphras/library/marx/marx17.html


От Михайлов А.
К Пуденко Сергей (21.09.2012 15:36:02)
Дата 26.09.2012 01:13:37

Записки о формациях

>я схематизировал ленинскую укладную схему с целью ввода уклада как концепта, для начала. Буду готовить занятие по метапредмету "Проблема" (название "проблема развития СССР в 1920е-30е годы"), защищать, потом посмотрим. Схему выложу в копилку

В ветке о «Полилогии...» и в старых дискуссиях накопился некотрый материал, возможно он будет чем-либо полезен.

Вот я тут ссылочки подсобрал

https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/print/17630.htm
Самая первая — общий очерк проблемного поля
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/archive/16/16813.htm

Второй по важности вопрос зачем нам вообще изучать формации?
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/15237.htm 

Следующие ссылки — общая структура социальной материи:
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/18804.htm
и структура ЧЭФ (+ понятия социализма)
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/print/13423.htm
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/archive/12/12474.htm

- некая попытка схематизировать способ мыслить социальную материю по Марксу

Наконец самое темное место имеющее отношение к МСА — экзогенные отношениям
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/arhprint/10170
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/arhprint/11657

- несколько раз пытался почему то именно Алексу объяснить что это такое, но похоже не был понят. «К проблеме исторической общности» https://vif2ne.org/vstrecha/forum/arhprint/18398 — сюда же примыкает — экзогенные отношения как реляционное объяснение этноса в противопложность эссенциалистскому.