>>Хорошо, но эта «русская цивилизация» переосновывалась минимум три раза — Иваном III, Петром I и Александром II и это не считая всяких смут и реформ и оставляя за скобками основание «советской цивилизации» в 1917 году.
>
>И что? Давай я опять приведу надоевшую аналогию с человеком. Есть человек. Один, личность, персона. Он проходит стадлии взросления/изменения. Но это один и тот же человек. Почему-то. :)
Тут мы вступаем на очень зыбкую почву за которой скрывается бездна. Чем отдельные люди друг от друга отличаются, если « сущность человека ...есть совокупность общественных отношений»?Набром компетенций? А если речь идет о всесторонне развитой личности? Различия, пусть и интериоризированные лежат вовне — не набор компетенция, а история их обретения и особое позиционирование в едином культурном поле. Аналогично и этносами и нациями — это всё исторические общности.
>>Тут сразу возникает множество вопросов. Во-первых, почему эта совокупность определяет именно цивилизацию? Вообще каков критерий цивилизации?
>
>Андрей, ну какой смысл цепляться к терминам тогда, когда это не имеет значения? Я сейчас говорю о "цивилизации" потому, что этот термин мы пришел в голову раньше, чем, например, какая-нибудь "особость" или "социально-исторический организм".
Нет, дело не в том каким словом назвать, а как провести различение.
>>Можно ли привести примеры других цивилизаций с а аналогичной структурой совокупности черт?
>
>Вряд ли. Кстати, я перечислил далеко не все - например, пропущена веротерпимость и дпвольно большое равнодушие к нац. вопросу. Или доминирование "дружбы" над "семейными отношениями".
>Мало есть стран с большой территорией, тьак сказать, с ощущением "пространства".
>Я зарудняюсь назвать "двойника" России в смысле эжтого самого "социоорганизма".
>Но это относится не только к России. Япония, например, совершенно особый организм.
Нет, я другое имел в виду. Понятно что каждая страна или общность по совокупности черт уникальна, но только по совокупности - удельным весом государства Россия схожа с Германией, многонациональностью с Индией, просторами с США, вторичностью культуры с Японией и т.д.. Вопрос был в предъявлении «идеальных типов» цивилизаций как классификационной таблицы, чем занимаются многие «цивилизационщики» да и не только.
>>Во-вторых, почему эта совокупность определяет сущностные черты? Отдельные пункты совокупность явно не равнозначны — после второго они вообще сомнительны (не в смысле наличия, а в смысле статуса). Наконц, в-третьих, а почему вся эта совокупность определяет именно русскую цивилизацию. Если от какого-нибудь из этих пунктов избавиться, то Россия перестает быть Россией. Они что прошиты в грамматике русского языка?
>
>Мы имеем дело со странной ситуацией - объект очевидно есть, а с классификацией у субъектов затруднения. :) У Гумилева было такое же затруднение с тем, как определить "этнос". Так он, в общем, ничего не придумал, кроме самоидентификации. Ясно же, что этносы есть. Ясно же, что есть этот самый "русский мир", или "цивилизация", или "социальный организм". О чем спорим? О терминах?
Гумилев, показав что этнос это не культура и не язык, тем не менее это затруднение разрешил, предъявил свое определение этноса как исторической общности людей, объединенной общим стереотипом поведения. Это эссенциалистское определение можно переформулировать кратко- этнос есть историческая форма деятельности над вмещающим ландшафтом. Вообще разработка категориальной пары этнос-ландшафт является основным вкладом Л.Н.Гумилева в исторический материализм. Гумилев одним из первых ввел в социологию географическое измерение, в дополнение к хорошо разработанным экономическим и культурологическим аспектам. Если взглянуть на этногенез через оптику полилогии , то суперэтнос как наиболее крупная структурная единица мозаичной этносферы есть сугубо феодальный феномен, в то время как этнос — феномен родового общества. Гумилев то базировался на фактическом материале средневековой истории, и только к средневековью ареалы классовых обществ, постепенно поглощая родо-племенную периферию, образовали жесткую «кору» из «плит» - географических макрорегионов. Эта структура до сих пор во многом определяет международные отношения, хотя капитал как господствующее отношение в принципе универсален. Шушарин в противоположность эссенциалистским концепциям предложил реляционный подход к определению коллективных субъектов — единый эндогенный процесс исторического развития «калибруется» экзогенными отношениями, порождающими соответствующую субъектность.
>>Хорошо, мы это уже обсуждали - ключевая роль государства свойственна не только России. Более того, экзогенный фактор социальной эволюции - конкуренция мобилизационных возможностей военно-государственных машин не менее важен, чем эндогенный — классовая борьба. Собственно успешность конкуренции с другими государствами и показывает насколько классовая борьба была эффективна.
>
>Все верно, согласен, чудно. Но это никак не относится к тому, что такая уникальная социальная общность, исторический субъект. Ну есть он, и он отличается от свои соседей, проичем сильно. Ну что я могу поделать? :) Никакие, даже самые правильные рассуждения, не изменят этого факта. :)
Да русский народ существует как историческая общность и коллективный субъект ( каких кстати отношений?), но может быть для того, чтобы быть самим собой ему достаточно лишь русского языка как транслятора мировой культуры и государственного суверенитета над территорией северо-восточной Европы и Азии? А водка и кокошники для этого не нужны?
>> Видимо отказываться от определяющей роли государства (или его прекращенных форм на ветви осознанной необходимости) пока не следует - «государственнические» решения всё же предпочтительнее корпоративных- но сильное государство должно быть сбалансировано другими общественными институтами.
>
>Да. Но я отвечал на тфой вопрос, что я понимаю под "русской цивилизацией". Что более, а что менее предпочтительно - это просто другая тема.
Хорошо, есть набор особенностей, что дальше с ними делать? Надо ли их сохранять или от чего то можно отказаться?
>>>Во-вторых, это мобилизационно-военная трактовка построения экономики, и вообще системы управления и подчинения. Как следствие, быстрое впадение власти в маразм при отсутствии реальных напрягов.
>>
>>Это следствие не очевидно, его необходимо доказать, а потом придумать механизм блокирующий связку мобилизационного потенциала и неэффективности управления.
>
>Это следствие очевидно. Армия существует для ведения боевых действий по уничтожению врага. Крайняя степено восприятия "свой-чужой". Ответственность одна - жизнь.
>В мирное время вся "методология" действия "армии" не работает, и работать не может. На поверхность выходить тупая и ненужная без войны жесткая иерархия, основанная просто на званиях, даже не обязательно на должностях.
Связь иерархии и функциональности совершенно нетривиальна, ведь обычно иерархия целей подменяется иерархией людей и не только на войне. Война это лишь одна из функций, и не факт что сейчас именно иерархические структуры окажутся наиболее боеспособны. Государство это машина войны. Целью контроля над свободной мощностью является разрушение такого контроля со стороны противника. Это и есть эгокультурность как экзогенное отношение. Интернационализм это революция в экзогенных отношениях, уничтожающая эгокультурность.
>>>В-третьих, неуважение к закону. Правильная власть в Русской Цивилизации стоит не на законе, а на Авторитете.
>>>В-четвертых, характерное для мобилизационныхз структур кастовость и спцифика отношщений между высшими и низшими.
>>>В-пятых, слияние государства с государственной религией (годится не всякая, нужно жуткое угребище, вроде православия).
>>>В-шестых, апелляция "народа" не к иерархии и своему непосредственному начальству, а к Атаману черзе голову этго самого начальства.
>>>В-седьмых, протест против Иерархии, выражаемый в виде бандитской вольницы в стиле пугачевщины.
>>>И т.д., и т.п.
>>
>>А вот эти заявления по сути находятся на до-теоретическом уровне — с ними невозможно работать — картина в основном эмоциональная и далеко не полная.
>
>Ну, не могу я на "теоретическом уровне" определить, что такое "русская цивилизация" (да и иная другая). И не только я. :) Многие пробовали - критиковать проще простого. Вывод? Что цивилизаций в том смысле, в котором говорил я, не существует? Просто потому, что нет теоретической бесспорной и совсем полной классификации?
В том то дело, что «цивилизаций» в эссенциалистском смысле может и вовсе не существовать (или существует одна человеческая цивилизация), а существуют они только в реляционном смысле.