От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 04.06.2006 07:33:26 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Управление & методология; Версия для печати

11.1997 Революция не отвратима, но... (Шушарин, Экономика и жизнь "

>Эпопея с концепцией Шушарина

Источник: Экономика и жизнь Регион: Город Санкт-Петербург
Дата: 30.11.1997 Город: Санкт-Петербург
Номер: -- Автор: Андрей Шушарин
Страница: - Дата загрузки: 23.03.2000 20 ч.

Революция не отвратима, но...

Нижеследующая рецензия на статью Шлезингера принадлежит Андрею

Сергеевичу Шушарину, сотруднику "Экономической газеты", хотя слово

"сотрудник" здесь употреблено с некоторой натяжкой. Дело в том, что

Шушарин разрабатывает (теперь уже можно сказать: разработал) теорию

современного мира. После Канта, Гегеля, Конта, Маркса, Вебера на такой

замах, кажется, уже никто не решался (Поппер, Хайек, Уоллерстайн и

т.п., думается, не в счет). Для вчерашних и нынешних властей

(общества), для частных структур в нашей стране подобного масштаба люди

как бы не существуют, хотя мир сегодня бьется в агонии среди прочих

причин как раз из-за отсутствия адекватных "больших теорий". Потому

"Экономическая газета" посчитала нужным, несмотря на свои скромные

возможности, внести свой вклад, чтобы такого рода исследователи и в

нынешних условиях имели материальную возможность продолжать свою работу

(хотя главная нагрузка лежит на семье).

Отметим также, что мнение концептуальщика, теоретика Шушарина в

отношении суждений "стихийного" мыслителя Шлезингера для читателя будет

небезынтересным.

Первое, что обращает на себя внимание в повествовании А. Шлезингера, -

это его жанр. Подобных статей в нынешнее время опубликовано премного.

Их отличительная черта - безбрежный эссеизм и памфлетизм. Как бы теперь

сказали - китч, легкомысленный жанр. Если сциентизм как олицетворение

веры во всесилие науки предполагает абсолютно точное определение любых

понятий, то полный. как в рассматриваемом случае, понятийный раздрай

ведет только в хаос. в интеллектуальных сферах именуемый

постмодернизмом. Хотя. конечно, в целом явления, происходящие в

современном мире. отчасти схватываются, но в высшей степени вербально,

то есть понятийно-произвольно. В целом это создает, повторяю. картину

хаоса.

В статье не найти ни одного явления, которое более или менее однозначно

бы определялось. Если взять совокупность подобных статей, а их сотни,

если не тысячи, то все они создают картину невообразимой

неопределенности.

Например. Шлезингер пишет: демократия - политический отпрыск

капитализма. Верно - в отношении этого типа демократии. Связывается она

у автора с огромным числом явлений, причем в одном абзаце с одним, в

другом - с другим, в третьем - с третьим: и с представительством, и с

местной властью, и с самоуправлением, и с борьбой партий, и с системой

выборов...

Все это - разные явления, и каждое достойно тщательнейшего

рассмотрения. Я обращу внимание на два момента.

Шлезингер акцентирует основной политический момент западной демократии,

состоящий в свободности выборов представительных органов и других

институтов власти.

Но сами западные теоретики сотни раз писали о том, что голосуют

избиратели, а побеждают оргсредства, говоря попросту - доллары. Это

было, есть и будет.

Второй момент - это приписываемый западной демократии фактор свободы

личности. Это более тонкий момент. Как заметил один отечественный

философ, личность начинается за проходной. Дело в том, что на нашем

былом, социалистическом предприятии можно было иной раз и послать

начальника. На западном предприятии, хотя, конечно, бывают исключения,

нельзя и пикнуть.

Если западный рабочий или служащий ощущает себя абсолютно свободным

только за проходной - это на самом деле психологическая компенсация,

псевдокомпенсация довольно жесткой мотивации труда. То же самое можно

сказать обо всех остальных составляющих этого типа западной демократии.

Далее. Если текст написан не шизофреником, а все-таки нормальным,

здоровым человеком, то он всегда идеологичен. Другого никогда не было и

не будет. Но выловить идеологические нюансы Шлезингера не так просто.

При ощущении неизбежной угрозы начала наступления восточности -

тихоокеанства, евразийности, кто как говорит, - в статье Шлезингера

четко просматривается отстаивание интересов побережья Северной Атланты,

в просторечье - атлантизма. Статья пронизана надеждой на то, что

атлантизм все-таки выстоит в грядущей борьбе.

От идеологии атлантизма автор не отступает ни на йоту. Например, он

ставит в один ряд несопоставимые явления: большевизм в России, фашизм в

Италии, нацизм в Германии, милитаризм в Японии. Но большевизм

принципиально отвергал расизм и национализм - это принципиально

интернациональное движение, чем бы там дело ни завершилось. Три же

других - откровенно расистсконационалистически-шовинистические. Тем не

менее автор ставит их в один ряд.

Или вот он высказывает опасения относительно потери национальными

государствами возможности управлять внутренними и внешними процессами,

когда мир интернационализируется. На самом деле именно при

усиливающихся, тенденциях интернационализации и глобализации

атлантистская система - метрополия мировой капиталистической системы -

все более интенсивно высасывает от неоколоний и своей же периферии. То

есть здесь скрыт, идеологически "замазан тот момент, который сегодня

выступает едва ли не решающим в судьбах современного мира, который

будет определять основные проблемы грядущего столетия.

Мир сейчас объективно вступает в состояние, современной наукой

называемое бифуркационным (ветвящимся состоянием), которое

характеризуется огромным количеством неопределенностей, возможных

траекторий дальнейшего развития - от катастрофических до спасительных.

С другой стороны, это связано и с тем, что мир в своей самой глубокой -

я ее называю культурно-родовой - основе остается эгокультурным, и

поэтому любые расо-, этно-, конфессио-, лингворазличия могут стать

затравкой для конфликтов. Они латентны, то есть скрытны. В отличие от

экономической логики, здесь нет простых детерминизмов: подняли цену -

уменьшился спрос. Но объективные закономерности есть, просто они иного

логического типа.

Шлезингер заявляет о возможности создания всемирного контроля. В

скрытной форме здесь речь идет опять-таки о гегемонии атлантизма. Такой

мир не может состояться. Он рухнет под натиском восточности.

Заканчивая этот экспромт, хотел бы сказать следующее. По мнению

Шлезингера, все эти неопределенности и неустойчивости в скрытной,

латентной форме расо-, этно-, лингвопроблем, возможные вспышки

фундаментализма, радикализма и т.д. - "питают марксизм".

Конечно, марксизм уже не в состоянии объяснить современный мир.

Идеальный, чистый тип капитализма Марксом раскрыт в "Капитале", можно

сказать, безупречно. Но с тех пор мир во многом глобализовался. Космос,

ядерное оружие, колоссальные, совершенно несравнимые с марксовыми

временами материальные потоки, людские движения, новейшие технологии...

Утверждать, что тогдашнее знание могло как-то прогнозировать

происходящее у нас на глазах, - нелепо. Поэтому я полагаю. что вопрос

состоит в появлении попыток пост-марксистских теорий современного мира.

По моему мнению, без профессиональных перемен, которые я называю

секуляризацией всемирного социологического клира, то есть без его

научного, профессионального преодоления - надежды на благоприятный

исход малы. Мир настолько сложен, взрывоопасен со всеми видами ядерных,

химических производств, трубопроводов, энергосистем, что чрезвычайно

чувствителен даже к локальным вооруженным конфликтам и террористическим

актам. Выход из зреющего кризисного состояния возможен только

интеллектуальным путем.

Все революции классического типа - пройденный этап, они невозможны, они

немыслимы ныне. Они могут вылиться только во вселенскую бойню. Поэтому

реален только интеллектуальный путь. Революция неотвратима (в

частности, в России), но она будет не большевистская, не

коммунистическая, а уже совсем другого содержания. Она может быть

реализована только в политически-эволюционной форме. Иной путь закрыт.

Поэтому совершенно беспрецедентное значение приобретает именно

теоретическое знание.

Андрей Шушарин Революция не отвратима, но... // Экономика и жизнь (Санкт-Петербург).- 30.11.1997