> Вопрос в том, что собственно считать религией? Если подходить феноменологически и рассматривать историческую форму общественного самосознания, господствующую с -4 по 16 век, то её основной характеристикой будет именно этическая онтология, причем в эту категорию попадут вполне атеистический буддизм и конфуцианство. Вызванные к жизни распадом традиционно0-родовых норм морального регулирпования, универсальные этические учения столь же отличны от онтологий нового времени, как и от предшествовавших им (учениям) способов профессионально-именного кодирования (политеистические религии ранних городских цивилизаций). В отличии от теизма, как идеологии «небесного» оправдания деспотической монархии, религиозные формы самосознания выступают закономерным, хотя и примитивным этапом социальной эволюции.
"российское религиоведение оказывается подобно миражу, с приближением к которому обнаруживается, что образ чего-то целостного рассеивается и быстро исчезает, распадаясь на фрагменты в виде разделов (или направлений), именуемых «история религий», «философия религии», «психология религии», «социология религии», «феноменология религии», «антропология религии» — ряд не исчерпан. Понятие «религиоведение» предстает, как сказано по другому поводу, «именем вещи, но не самой вещью». В таком случае оно выступает не более как общее обозначение целой совокупности конкретных направлений"
м.смирнов
тем более картина зыбка с ее (квази)предметом, с собственно религией
так что каждый волен в такой мутной ситуации выбирать свой заход
Я уже давно выбрал через Мартина Нильсона и "народную религию", как направление захода. Теитские построения и самосознание меня интересуют постольку поскольку, научный атеизм рассыпался (из-за предмета в т.ч.), а свободные как душе угодно и моде меня тоже не колышат. Еть зацпека - и хорошо
С онтологией мой заход тоже давно определился, и пять различных (чтобы к ним "отнестись", а не пронумеровать) с акцентом на пятую - это мой выбор, рабочий и помогающий. У другого (Капустяна мне близкого) он совсем другой
Онтология могущества снимает главную засаду этих требующих "дополнителных плоскостей". По Cпинозе, potentia essentia est/ бобик эссенциализм сдох
PROPOSITIO XXXIV: Dei potentia est ipsa ipsius essentia.
DEMONSTRATIO: Ex sola enim necessitate Dei essentiæ sequitur Deum esse causam sui (per propositionem 11) et (per propositionem 16 ejusque corollarium) omnium rerum. Ergo potentia Dei qua ipse et omnia sunt et agunt, est ipsa ipsius essentia.
Q.E.D.
Структурацию наметил сам Нильсон. она не общепринята.
Привлекает главное - внимание к т.н."суеверию", акцент на именно народность(а не на официоз,государственность или частность), членение
на легализм в т.ч., динамичность и историчност
, гигантский опят спецпредметной работы
Античные формы надо брать именно греческие,они имеют хот какой-то огромный свод(кто их собирал, суеверия и заговоры-то, в 5 в до н.э),
накогец,это НАШЕ . европецское, родное. Читаешь как сегодняшние новости из урюпинской глубинки
A New Dictionary of Religions http://archive.org/details/newdictionaryofr00hinn
Edited by: JOHN R. HINNELLS
eISBN: 9780631181392
Print publication date: 1995
[ xxxiv ] There is no single definition of what constitutes ‘Popular Religion’. Some scholars have defined it as rural in contrast to urban forms of religion, the religion of the peasant in contrast to that of the ruling classes; or, in a variation of this definition, the religion of the masses as contrasted with that of the intellectual or sophisticated classes. If, however, popular religion is seen in contrast to ‘official’ religion, the latter defined as religion founded on authoritative documents and propagated and maintained by religious specialists, priests or hierarchy, then the term ‘popular’ can apply to any layperson, whether peasant or ruling-class, who adopts beliefs and practices which may be at odds with the religious specialist's views. The term has been extended in some contexts to describe ‘civil religion’, by which is meant the general religious and cultural ethos generated by the elites or governing classes whereby loyalty to the state (and, conversely, disloyalty) is defined by certain moral and attitudinal norms. Popular religion can also mean the religion of ethnic or minority groups located in a context of a major and dominant religion. The term can also be applied to esoteric beliefs and practices, some of which may be only marginally identified as religious, for instance the practice of and belief in A strology or other such pseudo-scientific practices. ...
файл с конспектом кладу в копилку,но это рабочие отрывки и ссылки на любителя
все доступно в сети
Штаерман, лучший поздне оветский автор, две работы 1980х
Доддс 1950 как сильный собеседник-соперник" моего" Нильсона, такой же матерый античник. Но типа фрейдист он. "Греки и иррациональное".
и прочее по мелочам
Или вы думаете при копании в религии избежать темы иррационального и т.п. всякой мистики? это невозможно
Наука о мнимостях,это сильное предприятие
повтор https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/19/19008
Понадобится качественный исторический анализ происхождения и
развития _простонародной_ религии. Если Вы думаете, что таких много(а
казалось бы- интерес к "этой сфере"небывалый) , то это жестокая ошибка.
Есть всего ОДНА фундаментальная работа, слава богу, богу слава - по
близкородственной нам _греческой_народной религии, сельской, а
затем(полис) - городской. Мартин Нильсен, "Греческая народная
релиния"(1952), недавно наконец-то эта популярная брошюра Нильсена -
пока единственная его работа - появилась по-русски в изд-ве Алетейя. В
греческой деревне - совсем не тот торжественный олимпийский пантеон,
который мы все помним по творениям высокой культуры и образцам"самой
знаменитой мифологии", а куда более простенькие культы(имена те
же,Зевсы-Персефоны, _культы и обряды_ - нет, это скорей наши братья
хрестьяне). В городе - для повседневных нужд народа -
предсказатели,целительницы-экстрасенсы,"бабушки Дарьи",
астрологи...
https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/23/23303
церковную историю религии считаю
такой же идеологизированной историей прошлого, как и
большинство направлений историографии. Так везде у всех и всюду.
"История есть политика, опрокинутая в прошлое"
Тем не менее вызод из такого заколодованног идеологизированного круга
есть. В значительной мере он связан с восстановлением истории народа и
его веры в максимально приближенном к реальности виде. Верхам это опять
же редко когда было надо. Тем не менее, есть зорошие, уважаемые
историки-классики и традиционалисты, которые занимались той же народной
религией. первым назову Мартина Нильсона. Его на русском издали только в
"Алетейе" в 1997"Греческая народная религия"
(кстати, близкая к нашей по духу и в 19веке почти неотоличимая от*
народного русского православия).
Многие книги по античным верованиям начинаются с реверансов в адрес
этого уважаемого автора.
Он традиционалист и аккуратист, но на дух не переносит модных веяний
20века. Исконная народная религия в его концепции -
глубокая крестьянская вера, на основе которой вырастает и
расцветает мифология, религия и затем городская
пседорелигия типа той, что буйно расцвела в эллинистический период.
Теперь ан масс имхо та же картина. В современном городской
цивилизации место настоящей народной религии
занимает скопище или там микс культов, у которых от прежней
веры остались только этикетки. Духовная ситуация
эпохи хуже, чем раньше, чем при Сталине. И на возрождение истинной
религиозной веры (Credence Clearwater revival :-) )рассчитывать не
приходится. Ее время прошло вместе с уходом патриархального
крестьянства.
https://vif2ne.org/nvz/forum/arhprint/81695
массовидными мифами как народной идеологией, в отличие от умиленных
криков о великой олимпийской мифологии, мало кто занимался. Интеллигенты
всегда были ослеплены блеском одимпийской мифологии и не снисходили до
молекулярных механизмов формирований народных настоящих вер и суеверий.
Закономерности эти на материале самой массовидной греческой мифологии
установили Яков Голосовкер( "Логика мифа") и Мартин Нильсон (" Греческая
народная религия " - крестьянский народный тип мифа, родственный русскому
народному) . Греки-горожане были большие любители сказок-мифов и у
них ( в городах) даже "гносеология была эстетикой". То есть мир
воспринимался, обговаривался и теоретизировался по законам эстетики.
Лепота штоб была и штоб образно-эмоционально все доходило до
подсознания. Вот с этим материалом и работают"Лосевы". выдавая его за
единственную настоящую греческую религию.
А народная религия была иной,не пышной, не олимпийской, а приземленной.
Боги главные там были неанропоморфные вроде Гестии - олицетворении
домашнего очага. (Кстати, тоже было и с римской народной религией - там
были вовсе не одни Юпитеры и Юноны, а такие же скромные крестьянские
боги, лары).
При том, что именно греческие (но вовсе не из "велкиих
демократических Афин") ученые начали рационально по-европейски
осмысливать происходящее и прошлое, в том числе и свои предания,
параллельно в том же процессе в городах произошло вырождение подлинной
народной религии . В мистику- астрологию , гадания-прорицания,
секты-культы . "Ничего хорошего" короче не произошло для "обыденного
сознания" горожан с распадом старых добрых ритуалов . В отличие от
"науки"-рацио,где началось поступательное движение.