От Кактус Ответить на сообщение
К Кактус Ответить по почте
Дата 14.09.2010 12:39:49 Найти в дереве
Рубрики Технологии & производство; Экономика & финансы; Управление & методология; Версия для печати

Попытка выхода через капитализм

Введение крепостного права как реакция на становление капитализма в Европе – начало господства АСП в России. Закончилось ли оно с отменой крепостного права? Нет, потому что государство сохранило передельную общину и высокие налоги. К последним следует отнести и выкупные платежи за землю. Механизм распределения земли давал доход государству. Все помещичьи земли были заложены в государственный банк который давал крестьянам кредиты на покупку этих земель (ипотеку). Выплаты по кредитам были дополнительным налогом. Помещик, земля которого была заложена в государственном банке брал кредит под низкий процент. Деньги клал в частный банк под высокий процент. На разницу в процентах жил. Частный банк финансировал предпринимательскую деятельность очень дорого, зато не требовал земельного залога, который был только у помещика. Таким образом, освобождая крестьян государство сделало все для того чтобы сохранить АСП и не дать возможности формирующемуся отечественному капитализму перехватить господство в обществе. До падения царского режима капиталистический уклад в России не был господствующим. И никогда не был – не успели за короткий период с февраля 1917 до января 1918 переключиться с военных заказов на продукцию для внутреннего рынка.

Отечественный капитализм боролся с иностранным капитализмом за право самому использовать русскую деревню, оставшуюся в традиционном обществе, как собственную периферию. Отсюда нездоровый патриотизм Пуришкевичей и Рябушинских. Крах Российской империи был крахом АСП – монархия рухнула как следствие земельной реформы, расколовшей передельную общину, и мировой войны, фактически прекратившей экспорт хлеба в Европу. В этом смысле Столыпина и царя-великомученика можно похвалить – большего для свержения монархии ни один террорист с бомбой не сделал.

Имела ли реформа Столыпина шансы на успех? Вообще можно ли было перестать быть капиталистической периферией без социалистической революции? Путь к самостоятельности – индустриализация. Примером может служить индустриализация которая проводилась правительством Александра 3. Несмотря на возрастающий экспорт хлеба, денег у правительства не было. Первоначального накопления у находившихся под налоговым прессом крестьян не происходило. Поэтому был реализован единственно возможный двуединый проект: 1) государство берет деньги в долг и создает инфраструктуру для капитализма (иначе инвестиций не будет), 2) в страну привлекается иностранный капитал (своего нет). Главный проект капиталистической индустриализации в России – Транссиб, строился на французские деньги и был в первую очередь предназначен для доставки хлеба в порты европейской части России.

Мелкие предприятия созданные русскими промышленниками, в основном немцами и старообрядцами – это отечественный капитал конкурирующий с иностранным за эксплуатацию русских рабочих и еще больше крестьян. Это отечественная часть капиталистического уклада, попытка выйти из периферии. Крупные предприятия составляющие скелет промышленности и находящиеся в иностранной собственности – это периферийная часть европейского капитализма или собственно русский капитализм? Нужно смотреть на экспорт. Все крупные частные предприятия царской России производили продукцию нижних переделов (керосин, рельсы) большая часть которой потреблялась вне страны. Царская индустриализация просто расширила возможности России по обеспечению потребностей капиталистического центра. Продукция верхних переделов закупалась за рубежом. Небольшая ее часть (транспортное и оборонное машиностроение) производилась на казенных заводах которые государство строило для себя и которые не обеспечивали внутренний рынок. Развитие промышленности в царской России определялось в первую очередь потребностями европейского рынка, центра. Для выхода из периферии требовалось чтобы процессы происходящие в собственной экономике порождались внутренними причинами, потребностями развития страны, а не были дополняющими по отношению к процессам происходящим в мировом центре.

На пути капиталистического развития такой возможности не было по следующим причинам. Скорость первоначального накопления в образовавшихся после столыпинской реформы фермерских хозяйствах и создания за счет него рабочих мест в промышленности на порядок отставала от роста выделяющейся из общины массы лишних людей. Эта масса формировала «опасный класс» - пушечное мясо будущей революции. Европейской «встречи» безземельных крестьян с торговым и финансовым капиталом, выросшим на эксплуатации традиционного уклада в России произойти не могло – отечественного капитала не было. Примером встречи иностранного финансового капитала и местных безземельных крестьян может служить Китай – наиболее быстро развивающаяся часть капиталистической периферии сегодня.

Выход из периферии на капиталистическом пути развития теоретически возможен. Если бы царское правительство внезапно разбогатело, выяснило что мухоморами, выросшими на месте падения тунгусского метеорита, можно лечить туберкулез и сумело их продать за бешеные деньги, то в стране появился бы необходимый для самостоятельного развития капитал. Или можно вечный двигатель изобрести. Тоже подходит.

АСП – это капитализм на периферии. Выход из АСП без выхода из капитализма невозможен. Если и есть какой-то самостоятельный русский путь – это социализм.