Межвоенные конфликты; Части и соединения; Персоналии;
«Первые» авиабригады ВВС РККА
Доброго времени суток!
Постепенно собираю в единое целое всю накопленную информацию по истории отечественной авиации периода Гражданской войны и 20-х – 30-х годов. Возникли вопросы по авиабригадам. В 2006 году тему авиабригад разбирали на данном форме. Однако за прошедшие 15 лет, каких либо публикаций, где содержалась бы полная информация об истории авиационных бригад ВВС РККА 20-х и 30-х годов, не вышло. На сколько я понял, своим появлением, авиационные бригады обязаны возникшим большим проблемам взаимодействия войскового хозяйства с техническим хозяйством авиационных подразде-лений, дислоцированных на одном аэродроме, в рамках ограниченной территории этого самого аэро-дрома. Однако, изначально, с июня 1926 года на аэродромах с большой концентрацией авиационных подразделений в составе РККВФ были сформированы крупные авиационные соединения названные «авиационные группы» (встречается название «корпусные авиационные группы»). На основании различной информации, мне известно пока о шести таких группах. Все они имели нумерацию от №1 до №6. После того, как РККВФ 15 ноября 1926 года переименовали в Военно-Воздушные Силы (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а Постановлением РВС СССР с 15 ноября 1926 г. вве-ли новую организацию ВВС, в структуре ВВС РККА появились уже «авиабригады». Причем тогда ВВС не являлись видом вооруженных сил, а лишь родом войск, таким же, как, например, артиллерия.
Что касается непосредственно авиабригад, то их формирование начато с 15 ноября 1926 г. Пер-вые авиационные бригады формировались на аэродромах с большой концентрацией авиационных подразделений: Москва, Троцк, Витебск, Смоленск, Гомель, Киев, Харьков. И, по сути, явились пе-реименованием уже дислоцированных там «авиационных групп». Изначально авиабригады не имели нумерации и назывались по местам дислокации, где были сформированы. До января 1927 года в составе ВВС РККА появились семь (7) авиабригад: - «Троцкая» (будущая 1-я авиабригада), г. Троцк (бывший г. Гатчина, позже г. Красноармейск); - «Витебская» (будущая 2-я авиабригада), г. Витебск; - «Киевская» (будущая 5-я авиабригада), г. Киев; - «Смоленская» (будущая 6-я авиабригада), г. Смоленск; - «Гомельская» (будущая 8-я авиабригада), г. Гомель; - «Московская» (будущая 10-я авиабригада), г. Москва; - «Харьковская» (будущая 20-я авиабригада), г. Харьков. В 1927 году к существующим авиабригадам добавляется еще пять (5) новых : - «Зиновьевская» (будущая 7-я авиабригада), г. Зиновьевск (бывший г. Елисаветград, позже г. Кирово, еще позже г. Киров); - «Серпуховская» (будущая 12-я авиабригада), г. Серпухов; - «Новочеркасская» (будущая 13-я авиабригада), г. Новочеркасск; - «Брянская» (будущая 15-я авиабригада), г. Брянск; - «Туркестанская» (будущая 16-я авиабригада), г. Ташкент; В 1928 году добавляется только одна (1) новая авиабригада : - «Кречевицкая» (будущая 3-я авиабригада), а/э «Кречевицы» г. Новгород (в 1928 г.);
По своей сути, сформированные авиабригады не были специализированными, а являлись сме-шанными. Появление же самолета ТБ-1, тяжелого бомбардировщика, который с лета 1929 года нача-ли выпускать массово, обусловило появление нового типа авиационных бригад, которые с апреля 1932 года официально назовут тяжелобомбардировочными (хотя до 1932 года официального разде-ления на смешанные, бомбардировочные, штурмовые, истребительные авиабригады, а так же су-хопутные и морские не существовало). В связи с чем, с осени 1929 года формирование авиационных бригад было продолжено. Форми-рование совпало с введением в октябре 1929 года единой нумерации для всех авиационных бригад. В октябре 1929 года сформировали три (3) авиационные бригады так называемого «нового» ти-па: - 4-ю авиационную бригаду на Балтийском море (г. Ленинград); - 9-ю авиационную бригаду на Черном море (г. Севастополь); - 11-ю авиационную бригаду (г. Воронеже) - будущая тяжелобомбардировочная. Имеющиеся же авиационные бригады получили единую нумерацию : 1-я, 2-я, 3-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 10-я, 12-я, 13-я, 15-я, 16-я, 20-я. Номера эти авиабригады получили только в октябре 1929 года. Этим и объясняется затяжка в появлении так поздно номеров 4-й и 9-й морских АБр и 20-й номер Харьковской АБр!!!!! Рост выпуска самолетов ТБ-1 и принятие их на вооружение, обусловивший поступление данно-го самолета в войска, привел к началу формирования с конца 1929 года большого количества тяже-лобомбардировочных авиационных эскадрилий, которые планировалось сводить в отдельные авиа-ционные бригады. Впервые в истории отечественной авиации создавалась достаточно стройная структура тяжелобомбардировочной авиации. Так же, осенью 1929 года началось строительство крупного авиационного узла дислокации тя-желых бомбардировщиков в Подмосковье – аэродром «Монино». Дополнительно в Подмосковье на-чинают строить аэродром в г. Тверь. Для тяжелых бомбардировщиков начинают так же строить аэ-родромы в Новгородской (Бологое - Едрово), Ленинградской (Детское село, Новый Петергоф), Смо-ленской (г. Ржев), Брянской (Сеща), Ростовской (г. Ростов-на-Дону) областях, на Украине (г. Запо-рожье, Кирово, Полтава). С начала 1930 года начался процесс формирования управлений авиационных бригад, объеди-няющих формируемые тяжелобомбардировочные эскадрильи. В Московском военном округе, в Под-московье, на строящемся аэродроме «Монино» формируются 17-я и 23-я авиабригады, в которые уже весной 1930 года поступают первые самолеты ТБ-1. В Ленинградском военном округе на аэродроме в районе г. Бологое (аэродром «Едрово» ???) формируется 19-я авиационная бригада. По другим источникам, 19-я АБр формировалась в Подмос-ковье (в Твери ???). Весной 1932 г. эту авиабригаду в полном составе самой первой отправят на Даль-ний Восток, где она станет 28-й ТБАБр. На аэродроме г. Новый Петергоф, летом 1930 года сформирована 14-я авиабригада, которая объединила все истребительные части Балтийского флота (выделенные из состава 4-й АБр) и форми-руемые тяжелобомбардировочные авиаэскадрильи. Позже управление 14-й авиабригады и тяжело-бомбардировочные эскадрильи переведут на достроенный аэродром «Едрово» и переформируют во 2-ю ТБАБр. Кроме того, в июле 1930 года из подразделений 1-й авиабригады сформирована 18-я авиабри-гада (АБр) или 18-я Авиационная группа (?), дислоцируемая на аэродроме г. Красногвардейск (Ле-нинградский ВО). Сразу же после формирования, в июле 1930 г. эта 18-я авиабригада (АБр) в полном составе (или же только управление - ?) была переброшена на Дальний Восток в Приморье, на а/э «Хвалынка» г. Спаск – Дальний, где вошла в состав ВВС ОКДВА. Тогда же, в июле 1930 года в г. Читу (Забайкальский край), перебросили 12-ю авиабригаду из г. Серпухов. Не совсем понятно правда, только лишь управление или же с некоторыми авиачастями (???). Летом 1931 года ее переименовали в 32-ю авиабригаду (???), позже она станет 251-й ЛШАБр. Продолжающийся рост численности самолетов в ВВС РККА, в том числе бомбардировщиков ТБ-1 и универсальных Р-5, позволил перейти к формированию авиационных бригад уже не только в местах сосре¬доточения авиации, но и на других территориях. В июне – июле 1931 года продолжено формирование новых авиабригад с нумерацией уже «третьего десятка» и «четвертого десятка». Были сформированы: - 21 авиабригада (АБр), г. Детское село (позже как 250-я ЛШАБр); - 23 авиабригада (АБр), г. Орша (позже как 202-я и 214-я ЛБАБр); - 25 авиабригада (АБр), г. Запорожье (позже как 15-я ТБАБр); - 26 авиабригада (АБр), п. Сеща Брянская область (позже как 9-я ТБАБр); - 27 авиабригада (АБр), г. Ростов – на - Дону (позже как 21-я ТБАБр); - 28 авиабригада (АБр) или же АГр (?), г. Бобруйск (позже как 453-я СмешАБр); - 30 авиабригада (АБр), г. Ржев (позже как 4-я ТБАБр); - 32 авиабригада (АБр) – из 12-й АБР (?), г. Чита (позже как 251-я ЛШАБр); - 33 авиабригада (АБр) или же АГр, г. Самара (позже как ?-я АБр); - 36 авиабригада (АБр) или же АГр, г. Житомир (позже как 451-я СмешАБр); Информации по 22-й, 24-й, 29-й, 31-й, 34-й и 35-й авиабригадам нет никакой. Стоит еще так же отметить, что из так называемых «первых» авиабригад упоминается некая 40-я АБр, дислоцированная в январе – июле 1933 г. в Приморье (аэродром Спасск). Но судя по номе-рам входивших в нее авиаподразделений, это 29-я ТБАБр (бывшая 11-я ТБАБр, перелетевшая из Во-ронежа). Что не понятно, так как 29-я ТБАБр вроде как еще летом 1932 года перебазировалась на аэ-родром «Уккурей» под г. Нерчинск, Забайкальского края. В 1931 году начинают производство тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Причем, быстрейшему внедрению ТБ-3 в экс¬плуатацию придавалось очень большое значение. Да так, что уже в первом квартале 1932 года ТБ-3 начинает поступать в войска. Начинается очередной этап развития авиаци-онных бригад. 23 марта 1932 года вышло постановление РВС «Об основах организации ВВС РККА» Конста-тировано, что ВВС стали самостоятельным родом войск и это требует реорганизации. ВВС поделили на: войсковую, армейскую, фронтовую. Было признано, что нужна штурмовая авиация как особый род, вооруженный спецсамолетом. 19 апреля 1932 года постановление РВС от 23 марта «Об основах организации ВВС РККА» бы-ло одобрено Комиссией Обороны СССР и вышло решение «Об организации ВВС РККА». Комиссия подтвердила вывод РВС о том, что ВВС превратились в самостоятельный род войск и обязала НКВМД разработать на второе пятилетие план развития ВВС, заказов промышленности по всем ви-дам матчмсти (самолетам, моторам, вооружению, оборудованию, автотранспорту, ГСМ и т.п.), а так-же аэродромного, ангарного, квартирного, школьного и всех др. видов авиационного строительства. 26 апреля 1932 года приказом Наркомвоена №308 были утверждены новые штаты кавалерий-ских, артиллерийских, авиационных и инженерных соединений. Таким образом, с 26 апреля 1926 года начинается переформирование существующих и форми-рование новых авиационных бригад, уже специализированной направленности - смешанные, бом-бардировочные, штурмовые, истребительные авиабригады. В нумерации авиабригад появляются но-мера «сотенные», «двусотенные», «четырехсотенные» и даже «пятисотенные». Нумерация бригад была следующая – с 1 по 30-е тяжелобомбардировочные авиабригады, с 200 до 209 получали легкобомбардировочные, с 250 до 259 легкоштурмовые, с 400 до 409 истребитель-ные, с 450 до 459 смешанные, с 505 по 506 – морские авиабригады.
Однако в истории «первых» авиабригад достаточно много пробелов: - 3-я АБр, непонятно когда же и где же все-таки она сформирована? В 1926 году на аэродроме г. Троцка (Гатчинский аэродром) или же в 1928 году в «Кречевицах» (Новгород)? - 4-я АБр вызывает вопросы. Если с переименованием в 505-ю и потом в 105-ю вопросов нет, кроме точных дат, когда это произошло. То вот встречающаяся информация про переименование во 2-ю АБр вызывает смятение. Путают с 14-й АБр, ставшей потом 2-й ТБАБр? - 5-я АБр во всех источниках указывается, что она была истребительной и позже стала 36-й ИАБр. Но по сути, она была больше штурмовая и на основе 5-й АБр в 1933 году было сформировано аж четыре (!!!) легкоштурмовые авиабригады – 254-я, 255-я, 256-я и 257-я. А вот 36-я ИАБр сформи-рована только в 1935 году и так же не понятно, на основе чего и когда точно? - 7-я АБр так же вывязывает вопросы. Она стала 15-й ТБАБр? А как же тогда непонятная 459-я смешанная авиабригада, дислоцированная якобы там же в Зиновьевске? - 11-я авиабригада была ли действительно передислоцирована в Забайкалье? Когда точно ее ту-да перебросили? Если ее перебросили летом 1932 года, почему же тогда по состоянию на 1 января 1933 года она числится в составе Московского ВО? Дислоцируется там же в Воронеже и в нее входят авиачасти под теми же самыми номерами, какие были с момента формирования. Если ее переброси-ли, на основе чего формировали новую 11-ю ТБАБр? - 12-я авиабригада особо вызывает много вопросов. То, что она существовала, сомнений нет. Но ее дальнейшая судьба не известна полностью. Когда и что с ней случилось? Бригада «фантом» какая-то. - 14-я АБр когда была переброшена на аэродром «Едрово»? Нет точных данных. - 18-я АБр вызывает массу вопросов. Когда дислоцировалась на аэродроме в Красногвардейске именовалась авиабригадой. В Спасске именуется авиагруппой. Как правильно? - 19-я АБр чья она, какого округа? Где именно формировалась и откуда перебрасывалась на Дальний Восток? - 23-я АБр так же вызывает много вопросов. По сути в 1930-1933 годах имелось две авиабрига-ды с номером 23!!! Первая в Монино, вторая в Орше. Как такое могло быть? Где ошибка и неточная информация? - 28-я, 33-я и 36-я были авиабригады или же это были авиагруппы? В документах по-разному. - 22-я, 24-я, 29-я, 31-я, 34-я и 35-я авиабригады существовали в природе или только на бумаге? Так же мало информации по подразделениям, которые входили в эти авиабригады. Как пере-нумеровывались. Мало информации по командирам и начальникам штабов.