Торговая политика благосостояния делает распределение выгод от внешней торговли справедливым, и в то же время в значительной мере устраняет негативное влияние издержек структурной перестройки экономики на национальную экономику. Во всех известных случаях, где использовались элементы торговой политики благосостояния (в Японии, Малайзии, Сингапуре, Южной Корее, Перу, Индонезии Сухарто и т.д.) в стране шел быстрый экономический рост и промышленное развитие, сопровождаемые значительным ростом благосостояния населения. Для понимания преимуществ торговой политики благосостояния достаточно сравнить нынешний «шедевр» российской торговой политики — защита отечественных автомобилестроителей с политикой США по защите американских автомобилестроителей, проводимой в 1980-х.
В США, где использовались элементы торговой теории благосостояния, был определен оптимальный уровень открытости рынка автомобилей (25%) и использовалась комбинация среднего уровня таможенной защиты (со ставкой 15% от средних цен национального автомобильного рынка в большинстве случаев) и тарифной квоты (со ставкой порядка 60% от средних цен национального автомобильного рынка). Причем доходы от тарифной квоты направлялись на поддержку автомобильной промышленности.
В результате американская автомобильная промышленность, которая в 80-х годах находилась в серьезном кризисе, сумела создать новые модели автомобилей, соответствующие экологическим стандартам и стандартам экономии топлива, выйти из кризиса и к середине 1990-х годов получала рекордные прибыли. В то же время, цены на новые автомобили на американском рынке (с поправкой на инфляцию) выросли незначительно, несмотря на то, что в это же время американской автомобильной промышленности пришлось понести большие расходы на соответствие своих автомобилей новым экологическим стандартам и стандартам на экономию топлива. Мало того, увеличились японские инвестиции в США, объем продаж новых моделей автомобилей как американских, так и зарубежных также заметно вырос. Но американские сторонники свободной торговли не стали продлевать действие Закона о поддержке автомобильной промышленности, и сейчас из-за негативных последствий свободы торговли американская автомобильная промышленность снова испытывает трудности. В России, где в отношении автомобилестроения используется чистый протекционизм, не определен оптимальный уровень открытости рынка, а тарифной квотой со ставкой примерно 100% от средних цен национального автомобильного рынка облагается сегмент, на который по разным оценкам приходится от 85 до 95% спроса на автомобили . Полученные средства направляются в государственную казну.
В результате имеет место существенный рост внутренних цен на автомобили (10-20%) и резкое (около 10%) сокращение внутреннего спроса, замедляющее экономическое развитие страны. В то же время российская автомобильная промышленность так и не приступила ни к созданию новых моделей, ни к сокращению издержек, хотя и получила значительную прибыль от мер государственной поддержки. Этих денег недостаточно для повышения конкурентоспособности отечественной автомобильной промышленности, но достаточно для пополнения банковских счетов ее владельцев. Еще печальнее ситуация с российской школой свободы торговли. Декларируя приверженность принципам свободы торговли, большинство экономических чиновников Российского Правительства (Греф, Илларионов, Кудрин и т.д.) сочетают низкое качество полученного ими базового экономического образования со стажировками за рубежом, в ходе которых они по верхам изучали модные (а, возможно, и специально им подсунутые) западные теории свободной торговли и свободного рынка. В этих теориях, не учитываются условия, для которых сформулированы эти теории, и их альтернатив. Этим частично объясняется их почти религиозная вера в огромные преимущества свободы торговли и вступление в ВТО, имеющая весьма малое отношение к экономической науке, а также неумение предсказать долгосрочные последствия своих решений. Поэтому так опасно их стремление к вхождению в ВТО — вхождение, которое помимо большого числа отрицательных последствий для отечественной экономики, описанных многими российскими экономистами, затруднит проведение действительно эффективной торговой политики нужной России — торговой политики благосостояния.
- показательный факт нашей слабости: к работе нет комменариев-оценок работы их ноль!!! (0)!
Т.е. это говорит что не то что таких людей мало, что уже недопустимо, а то что их нет у нас на форуме!!
Вот это и есть вопрос строительства новой идеологии, вопрос качества анализа происходящего и синтеза адекватных идей и мероприятий.
Конечно не всё так нехорошо как я нарисовал, есть люди и люди мыслящие, но повод задуматься и начать работать есть.