От Ольга Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 31.08.2003 00:42:58 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Заметки на полях

Здравствуйте.

>>Одним из следствий сдвига общественного сознания к механицизму стала бесчувственность к термодинамической картине мира, утрата ощущения мира как движения энергии и ее рассеяния, утрата ощущения необратимости и энтропии. ...
Система теплоснабжения была для них буквально “черным ящиком”, на выходе которого и стояла их батарея, излучающая тепло. При этом они не думали не только об устройстве этого черного ящика, но даже и о его входах. Тепло в их квартире воспринималось как природное явление, которое приручено человеком и уже никуда деться из их квартиры не может, как и свет из их электрической лампочки.

Так уж устроен массовый индустриальный человек, такова уж его се ля ви :)). Ему нет дела до того, как технически и какой финансовой ценой обеспечивается его витальное благополучие. Он дрова возил? не возил. Колол? не колол. Он печку топил? не топил. Он живет в обществе с такой сложной техносферой и разветвленным разделением труда, что просто не может быть в курсе всего. Пока в течение рабочего дня он учил детишек, резал аппендиксы, промывал пробирки, рулил по заснеженным улицам, кто-то другой должен был обогреть его квартиру. Он отчужден (и не по своей воле) от большинства естественных жизнеобеспечивающих систем. Где он добывает себе и своей семье еду? Да в магазине, где же еще. А откуда берет тепло? Из батареи, ясное дело. Так устроен его мир. Скажите ему, что этого мира больше нет - тогда он начнет строить другой, деиндустриализованный. Но пока никто ему этого не сказал, его обида и недоумение понятны. Я-то свой долг перед обществом выполняю - так почему же общество не выполняет своего передо мной? А пока в моей квартире есть батарея, она должна нагреваться (я сказал!:)))

>Им была чужда сама мысль, что это тепло – продукт непрерывно работающей сложно построенной социальной машины и что эта машина может быть попорчена или даже сломана неумелыми или корыстными людьми у власти.>

Да нет, не то чтобы сама мысль чужда, люди понимают, что живут в многократно усложненном мире. Просто они не в состоянии вникать во все его перипетии. Как не вникаем мы, приходя на прием к врачу, во все медицинские сложности его профессии. Мы вынуждены просто довериться ему.
Другое дело - как связаны техносфера и социальная модель. Этого многие действительно не понимают. Рассуждают: какая разница, кто ведет автомобиль - социалист или капиталист? Машина-то все равно едет! Ваша книга как раз и проясняет эту связь. Важно избавить людей от технологического фетишизма.

>Вот первая проблема общественного сознания, связанная с кризисом теплоснабжения: активная и влиятельная часть общества не ценит отопления как жизненно важного и очень дорогого блага, как не ценит и той технической и социальной системы, которая это благо производит и доставляет в жилища.

В сытом обществе витальные ценности уходят на периферию ценностного сознания, а на первое место выходят ценности негарантированные. Мы замечаем воздух, только когда лишаемся его. Массовый человек неблагодарен. Он мнит, что получил все гарантии жизнеобеспечения по праву рождения в городе.

>Не зная, как устроена эта система и не ценя ее, влиятельная часть общества абсолютно равнодушно приняла известие о том, что эта система будет “реформирована” и переведена на рыночные принципы.

Ну да, он говорит: какая мне разница, кому платить: государству или частнику? И до него не доходит, что кто-то так вздует цену, что никаких его денег не хватит протопить жилплощадь. Для него это противоестественно - согласиться с мыслью, что кто-то допустит, чтобы он замерз в своей квартире. Меня - убить??? Да вы что! Да кому это нужно? Каковы мотивы?Это же чушь собачья! Агата Кристи. Ниро Вульф. Черепашки ниндзя. Его нормосистема этого не приемлет. И он ничего не знает о том, что прежней нормосистемы нет. Его об этом забыли предупредить.

>Зимой 2001 г. множество людей, одетых в норковые шубы и дубленки, выходили на улицы Владивостока и других городов Приморья с плакатами: "Хотим жить!"

До этих как раз стало доходить, что пока они вытупали на антиуравнительном фронте, кто-то сменил одни нормы на другие. Поменял в игре правила. Вместо правила "мы не равны" ввели правило "самых неравных - в котел".
Кроме того, лично они-то - платили!

>Очевидно, что тепло - одно из таких жизненных благ, и оно также может предоставляться или через рыночный, или через уравнительный механизм. Эти образованные люди не могли этого не понимать, когда голосовали против советского строя.

Да не понимали они! Для них были значимы социальные (и то не все) да негарантированные блага. А право жить - это не благо, это даже не право. Это воля божья.

>Сделав выбор в пользу рыночного распределения благ (удовлетворение платежеспособного спроса) и отказавшись от уравнительного распределения (удовлетворение потребности), жители Приморья четко и определенно отказались от права на жизнь как естественного права. Отказ от уравнительного распределения в чистом виде означает, что право на жизнь имеет лишь тот, кто может заплатить за витальные, необходимые для жизни блага.

Вот так люди и стали осознавать, что такое рынок как тотальный принцип, а не просто как дополнительный сектор хозяйства. Захотел мясца повыбирать - пошел на базар. Согласен на стандарт - ступай в магазин. И никто не говорил, что базар будет и в магазине тоже.

>В.Вениаминов сказал: “Можно менять начальников, от этого система труб, которая сгнила за 50 лет практически полностью, новее не станет. Нужен капитальный ремонт. У ДЕЗа денег нет, у города одни долги. В областном бюджете на следующий год необходимой суммы на ремонт систем ЖКХ тоже не заложено”. Мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий так оценил положение: “Чтобы поменять все теплотрассы города, нужно 20 лет”. Губернатор же Э.Россель считает, что менять надо в первую очередь не теплосети, а руководителей муниципалитетов.

Россель знает что делает. Массовому сознанию его позиция ближе и понятней, чем позиция тех, кто говорит об "объективных причинах". Воображение городского человека не в состоянии охватить то, что происходит где-то там, в недрах земли, да еще по всей России, но зато очень красочно рисует картину: упитанный чиновник в мягком кресле в теплом кабинете или за тонированными стеклами представительской "Ауди". Мнения ведомств в глазах обывателя не более чем межначальническая перепалка. А ну их в болото! Валят друг на друга... Одно ясно: начальники и виноваты.

В категориях гибели и спасения не мыслит не только Путин. Это системное явление индустриальной поп-культуры, порожденной техническим прогрессом. "Я тебя породил - я тебя и убью". Но для попсы Гоголь не авторитет, экзистенциальные вопросы ей не по зубам. Она рассчитывает жить вечно и жить хорошо, как завещал ей технический прогресс. И нынешняя власть - это власть попсы. И не крест она несет, а портфельчик топ-менеджера. Аминь.