От Ольга Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 02.09.2003 23:55:32 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Re: Заметки на...

Здравствуйте.

По моим представлениям, "понимать" реальность и "оправдывать" ее - разные вещи. ИМХО, понимание - это более глубокий уровень познания, чем констатация. Апология же - это нравственный выбор. Я вовсе не симпатизирую массовому человеку как антропологическому конструкту и тем более не призываю его любить. А свой народ, правда, и люблю, и уважаю.

>Мне кажется, Вы констатируете те же свойства массового человека, что и я, но с оправдательным оттенком. Мол, любите его таким, каков он есть.

Нет, я констатирую не совсем те же свойства.

>Очевидно, что тепло - одно из таких жизненных благ, и оно также может предоставляться или через рыночный, или через уравнительный механизм. Эти образованные люди не могли этого не понимать, когда голосовали против советского строя.

Да не понимали они! Для них были значимы социальные (и то не все) да негарантированные блага. А право жить - это не благо, это даже не право. Это воля божья.>

Согласитесь, если люди понимали, что они делают, - то это одна ситуация. Если же они отдавали себе отчет только частично, - ситуация иная. Мы же стремимся адекватно описывать ситуации, нет?

>Но ведь эти свойства - продукт воздействия определенных социальных институтов, а не "природные свойства". Почему же надо с ними мириться, если они становятся буквально несовместимыми с жизнью именно в нашей стране?

Ну, ни о каком "примирении" речи нет.
Речь о том, чтобы лучше представлять себе генезис этих свойств, верно указывать факторы, его определяющие с тем, чтобы в дальнейшем успешно моделировать желаемую реальность. Если ключевыми факторами в генезисе массового общества являются индустриализация и урбанизация, то готовы ли мы приветствовать деиндустриализацию и дезурбанизацию (=архаизацию)? Это означало бы "сбрасывание" целого ряда социальных институтов, т.е. фактически упрощение системы: "выживают все (большинство), но существуют в более примитивном обществе". Или все же существует другой, небинарный принцип разрешения этой проблемы? Тогда мы выруливаем на другой, более высокий уровень сложности и наоборот, наращиваем новые социальные институты, нейтрализующие (корректирующие) воздействие нежелательных факторов.

>На Западе гибельность этих свойств оплачивается за счет большого перерасхода ресурсов, а у нас этих ресурсов нет.<

Вот-вот. Ищем СВОИ ресурсы.