От Yu P Ответить на сообщение
К М.Згурски
Дата 28.08.2003 18:29:29 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Идеология; Версия для печати

Re: Можно и...

>День добрый!
>Возьму на себя труд поясню. Сначала Маркс. В "Нищете философии", критикуя воспринятую "молодыми" гегельянцами из гегелевской философии диалектику, Маркс пишет: "Сосуществование двух взаимопротиворечащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению".
Вы вчитайтесь в текст: эдесь допускается существование одной из противоположностей. Точно в соответствии с гегелевской интерпретацией.

> ВИЛ же в "Философских тетрадях" (конспект трудов Гегеля) помечает, в противовес Гегелю: "Развитие есть "борьба" противоположностей ... Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение". А не сохранение самих противоположностей.
Ленин говорил только о том, что говорил. Неуничтожимость противоположностей выводится из сути этого закона: стоит вам уничтожить одну из них(с точки зрения Физики это невозможно: происходят только превращения, но допустим), как оставшись в одиночестве в соответствии с этим же законом просто обязательно восстановит себе утерянного "партнёра". И так до бесконечности и в "глубину" и "ширину". Если вам не нравится закон, то хотя бы заявите об этом. Иначе ему надо следовать. А "взаимоисключающую борьбу" можно трактовать широко. Мне кажется, что именно после философских тетрадей Ленин ушёл от марксовых крайностей, иначе не было бы НЭП'а и идеи кооперации как единственно стоящей (кроме диктатуры пролетариата) экономической противоположности частному сектору.
> В то же время борьбу классов, если она имеет место,
она имеет место, но после появления в Философии парных понятий эгоизм- альтруизм и захвата власти пролетариатам просто теряет первостепенную важность. Однако после ликвидации НЭП'а снова стала очень важной, а ленинская модель государства осталась не реализованной. Если что-то определено как противоположности, то они просто обязаны быть абсолютными. Они могут быть в данный момент более важными или менее. И только от людей зависит будут ли люди вести смертельную и заведомо бесконечную войну, или "сольются в экстазе": любовь ведь тоже "борьба противоположностей".