От Volvich Ответить на сообщение
К All
Дата 10.02.2003 06:28:00 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Иракский кризис и перспективы возрождения СССР

Иракский (корейский) кризис по силе значения может оказаться равным карибскому и оказать соответствующее значение на геополитическую обстановку. Кто-то обмолвился, что хрупкое партнерство России и Запада проходит проверку на прочность. Тоже самое, впрочем, можно было услышать и во время событий в Югославии. Сейчас нечто другое:
- с Ираком связаны наши не только чисто политические, но и экономические интересы;
- Югославия была одинока, за Ираком – по крайней мере часть арабского мира.
Таким образом, связь Россия-Запад проходит проверку на прочность, это точно, но экзамен держит здесь не столько Россия, сколько Запад. Если США не удастся удержаться в международном правовом поле и несмотря на неодобрение СБ ООН они ударят по Ираку. Всем окончательно станет ясно: в мире все осталось по старому. Кто сильнее, тот и прав.
Нетрудно спрогнозировать, что в одиночку либо под формальным прикрытием «коалиции») взявшись воевать с Ираком. США будет совсем иначе делиться плодами победы, чем если бы это было сделано под прикрытием СБ ООН. Кому-то, конечно, выкинут какой-нибудь кусок с барского стола, Россия же в наказание за продиводействие не получит ничего, то есть долги Саддама и все вложенные капиталы просто пропадут. Какие отсюда следуют выводы для России?
1. Несмотря на красивые речи и встречи, польза от интеграции с Западом возможна только в том, случае, если Россия восстановит свой военный потенциал. На мировой арене по прежнему учитывается сила, а не право. Не сделав этого, Россия в ключевые моменты раз за разом будет терпеть дипломатические поражения и окончательно потеряет вес в третьем мире, может рассыпаться и стратегически важный треугольник Индия-Китай-Россия.
2. Не будучи сильной, Россия не получит ожидаемых экономических выгод от интеграции с Западом. В лучшем случае это будут какие-нибудь захудалые, залежалые подачки вроде пресловутой поправки Джексона-Вэника. Мало того, мы теряем от такой интеграции больше, чем приобретаем.
Следовательно, надо в короткие сроки восстановить военный потенциал СССР. Нападение США на Ирак без санкции ООН дает возможность гораздо большего маневра в отношениях России с другими странами СНГ. Почему, например, мы не имеем право ввести свои войска в Грузию, поскольку там есть базы террористов? Почему мы не можем потребовать отставки Шеварднадзе, который нам также не нравится, как США не нравится Хусейн? Почему мы не можем присоединить к себе Абхазию и Южную Осетию, где большая часть населения подала заявления о принятии их в российское гражданство? Аналогичные претензии могут отыскаться ко всем другим государствам бывшего СССР, включая Прибалтику. Почему бы от Литвы решительно не потребовать аналога «данцигского коридора» для сообщения с Калининградом? Итог разрешения этих претензий – разными способами восстановление той близости отношений, что была в СССР.
Меняется и внутриполитическая обстановка в самой России. Задача восстановления военного потенциала в сжатые сроки волей-неволей потребует усиления государственного регулирования в экономике, усиления ее «мобилизационности». Сам собой напрашивается вопрос о жестком государственном контроле под угрозой национализации за теми предприятиями, которые связаны так или иначе с ВПК, потом за целыми стратегически важными отраслями – энергетическими и сырьевыми, об усилении продовольственной безопасности и соответствующем развитии сельского хозяйства.
Все эти изменения могут быть произведены под лозунгами сплочения нации вокруг единой цели: «Мы должны быть сильными в военном отношении и только тогда станем влиятельными и богатыми», а для достижения этой цели нужно исправить ошибки реформ и восстановить попранную социальную справедливость. Патриотизм становится основой внутренней политики со всеми вытекающими отсюда следствиями. По сути дела восстанавливается СССР, хотя и под другим названием.
Могут быть и другие варианты развития.