От константин Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 10.01.2003 16:53:39 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Если брать все фильмы Э. Рязанова...

(Рискну выступить в жанре , в котором ничего не понимаю.)


Более или менее содержательное рассмотрение творчества Рязанова требует учета того, что речь идет о комедийных и не особо реалистичных фильмах. "Ирония судьбы" - это сказка и персонажи во многом сказочные, а не социальные типажи. Лукашин летит в Ленинград на самолете не потому, что он так богат, а потому, что он должен попасть в Ленинград быстро, как Золушка, до 12 часов, иначе чуда не произойдет.
------
Но всеже попробуем посмотреть на этот фильмы как на эволюцию взглядов Рязанова на определенный тип человека советского общества.

"Ирония судьбы" снята довольно давно, и отражают ситуацию начала 70-х, а не предперестроечное время. Потом успело много воды утечь. Интересно окинуть взором все творчество Э. Рязанова, что бы посмотреть от чего и к чему он шел.

Если это сделать, то ИМХО вырисовываеться несколько иное отношение автора к интеллигенции, чем любование.

В первом фильме "Карнавальная ночь" - молодая интеллигенция (впрочем там еще фигурировали и рабочие) энергична, и слегка революционна - решается на бунт, пусть и карнавальный. Впрочем, потом выясняется, что приехавший начальник Огурцова этот бунт одобряет. Т.е. ситуация выглядит как молодежь и просвещенное высшее руководство против отсталого среднего звена. Тут интересно отметить , что эта тема повторяеться в другой известной советской комедии (Э. Климова , если не ошибаюсь) "Добро пожаловать или посторонним ...". Если сравнить эти фильмы, то ИМХО видно, что рязановский фильм особым реализмом и многогранностью не отличаеться. Сравните персонажи Ильинского и Евстигнеева, первый классический образ тупого бюрократа, второй живой человек, который искренне болеет за свое дело, но не знает как вести себя с детьми уже достаточно сытого и безопасного времени. Это не значит , что рязановский фильм хуже, а то он именно новогдняя развлекательная комедия, а не реалистическое кино.

Но вернемся к теме. В "Человеке ниоткуда" опять присутствует молодой энергичный интеллигент - ученый, романтик. Хотя ИМХО уже не бунтарь, но несомненно будущее принадлежит ему. В дальнейших фильмах энергетика и боевой настрой интеллигенции падает. Деточкин одиночка, уже без особого напора, но еще способный на действие. Он не шагает годо по миру, а лишь устраивает партизанские вылазки.
В Лукашине может и есть некоторая элитарность, но уже ни каких особых действий он не предпринимает. Хождение в баню 31-го декабря и пение песен под гитару несколько выделяет человека из массы, но не сильно. Он скорее защищаеться от мира, чем наступает на него. Единственное серьезное действие , полет в Ленинград, происходит без его воли. По-моему, в русских сказках Иванушка- дурачок гораздо более волевой и энергичный персонаж, чем тов. Лукашин.

В дальнейших фильмах Рязанова интеллигент уже становиться все более маргинальной фигурой, мир принадлежит не ему. В "Иронии судьбы" Лукашин способен увести польскую красавицу из под носа Ипполита. В "Служебном романе" герой Мягкова еще читает Пастернака, но уже жалок, его бросает жена и только такая странная, слегка мужеподобная женьщина как персонаж А. Фрейндлих им интересуется.
Беднягу -пианиста подбирает официантка с Рижского вокзала.
По-моему, речь идет именно о поражении определенного типажа. Его мир сжимается и вскоре он уже не контролирует даже своей личной судьбы.
(Что касаеться роли тов. Лукашина и др. в перестройку , то это отдельный и не новогодний разговор.)

Конечно трудно сказать почему именно так распорядился своим героем Э.Рязанов. Может это выражение реального социального процесса, но возможно, Э.А. просто сам перестал интересоваться (и вероятно отождествлять себя с) небогатым интеллигентным романтиком. С другой стороны, его стали привлекать другие типажи- люди умеющие жить , устроить себе достаток и комфорт. То ли скурвился Эльдар Александрович, то ли время изменилось.

В "Гараже" с большой симпатией дан профессор, персонаж Маркова. Он совсем не бессеребренник, у него "все при всем": машина, молодая любовница, вторая машина у юнной дочери, его не очень любят, но уважают, на два его гаража покуситься не решаются. В "Забытой мелодии ..." главный герой опять хорошо упакован, конечно остались у него внутренние сомнения и даже в конце этому партократу устроили сердечный приступ, но на то и перестройка. И вершина всего - "Жестокий романс", откровенный гимн "новым русским" конца 19 века. Может это мне показалось, но режиссер именно восхищаеться песонажами Петренко и Михалкова. Нет действительно, как хорошо иметь свой параход!

Не то, что б Рязанов совсем перестал включать небогатых интеллигентов в свои фильмы, но они как-то сдвинулись в сторону, перестали быть центральными фигурами. С некоторым перегибом можно сказать, что Лукашин занял место Огурцова.