От Дмитрий Ниткин Ответить на сообщение
К Иванов
Дата 06.11.2002 11:56:18 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Практикум по...

>2) Пусть теперь сила зависит от скорости V. Как учесть эту зависимость? Вот рекомендация:

>>действие силы сопротивления движению пропорционально квадрату скорости.
>
>Имеем f=f0*V^2, E= f0*[V^2*M*L]. В квадратных скобках образовался новый критерий ("тран" – призведение квадрата скорости на массу и расстояние. Сравнение с объяснениями авторов этого показателя (несколько путаными и многословными) показывает, что именно так (в одну строчку) он и выводится. Если в выводе авторов есть незамеченная мною глубина, пусть побисковеды меня поправят.

Мне казалось (да и сейчас кажется), что тут подразумеваются более глубокие вещи, связанные с необходимостью разгона массы до определенной скорости (эти затраты энергии, действительно, пропорциональны квадрату скорости). Тогда затраты энергии на транспорте, если отвлечься от сопротивления среды, связаны не столько со средней скоростью движения, сколько с количеством разгонов/торможений за время рейса. Но если все дело только в аэрогидродинамическом сопротивлении - тогда, конечно, весь смысл теряется, поскольку разные виды транспорта (и даже разные марки транспортных средств)становятся несопоставимыми. Между тем, в книге, взятой с "побисковского" сайта, утверждается: "В рамках категориального рассмотрения ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ сравнимы по экономичности затрат на «тран». Это означает, что автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и авиационный — все они принадлежат к одному и тому же классу."

Болезненно резкая реакция Паута прискорбна. Но характерна для известных случаев. Я специально взял для рассмотрения "транспортную задачу", поскольку на этом примере, как мне кажется, "энергетический" подход можно было бы растолковать на пальцах. Похоже, задача оказалась непосильной.