>Но даже если взять идеальную ситуацию и такие хозхяйства будут созданы, какие перекосы в отношениях работника-батрака это вызовет? У нас рынок пока "дикий". Опять, как 100 лет назад, придётся уповать на доброго барина. Вы лично пошли бы батраком к хозяину, послали бы своего ребёнка? Я - нет.
Неужели Вам ни разу не приходилось работать по найму? А что скажете о рабочих совхозов, чем их труд отличается от батрацкого?
>>>>А за колхозной формой вообще перспектив не вижу.
>А отражана ли указанная Вами неэффективность в каких-либо статистических показателях по развитию колхозов?
Колхозы отдельно от совхозов? Раньше такой анализ делали, существенных различий он не давал. Разница-то была чисто формальная, сами знаете. У нас в области вообще ни одного колхоза не было.
>Меня интересовали именно данные по России. Ну, можно и по другим республикам СНГ. Проблема в том, что нувориши не слишком-то охотно вкладывают средства в землю, да и в производство в России.
На нуворишей рассчитывать не приходится. А вот со стороны серьезного бизнеса стремление инвестировать в сельское хозяйство есть.
…попытки петербургских пищевиков юридически оформить альянс с областными сельскохозяйственными предприятиями стали наталкиваться на труднопреодолимыми препятствия. Некоторые хозяйства, которые интересны переработчикам, до сих пор не акционированы. Другие, хоть и акционированы, но документы, подтверждающие этот факт, утеряны. Подавляющее большинство хозяйств или вовсе не ведет бухгалтерский учет, или делает это чрезвычайно безграмотно.
С другой стороны, совхозные лидеры оказались не готовы к серьезному альянсу по чисто психологическим причинам. Во-первых, в силу специфического сельского менталитета они просто боятся крутых городских чужаков. Они знают, что питерские инвесторы стремятся поставить в руководство агропредприятия своего менеджера, более грамотного и энергичного. К тому же, были случаи, когда директора теряли не только должности, но даже и контроль над собственностью.
Большое негодование в Ленобласти вызвало недавнее приобретение (через скупку акций у работников) питерской компанией "Агротехнология" контрольного пакета агропредприятия "Ленсоветовское". Хотя компания обещала погасить долги предприятия и реализовать инвестиционную программу на два миллиона долларов, руководство хозяйства и другие акционеры были против такого поглощения. Но компания добилась своего - и собственностью завладела, и руководство сменила.
Александр Аладушкин, председатель правления "Петербургского мельничного комбината", такие методы кооперации категорически отвергает: "Действовать с помощью недружественного поглощения я не буду. Так мы навеки наживем врагов в лице бывших акционеров. Ведь это село. Там свои устои, свой менталитет, и для тех, у кого скупят акции, это будет выглядеть моральным насилием, травмой на всю жизнь. И с какой же, интересно, эффективностью они потом будут работать на поле, на ферме? Ведь для работы на земле нужен здоровый климат в коллективе".
Хотя тот же Аладушкин признает, что "к принятию и дружественных инвестиций село тоже пока не готово". Более года назад он хотел приобрести 3-5 хозяйств, планировал заняться молочным животноводством и производством фуражного зерна (обещал вложить в эти направления около 5 млн рублей), но ничего не вышло. "Оказалось, что совхозы не хотят иметь дело с инвесторами. Даже те, кто загружен на 20-30% и продолжает "сосать лапу". Правда, и мы не каждого хотим видеть в ряду наших партнеров: нам неинтересны те, у кого полный бардак с бухгалтерией, куча долгов или вообще акций нет. В итоге из того, что мы планировали год назад, нам мало что удалось выполнить", - говорит Аладушкин.
Впрочем, один аграрный проект, в котором участвовала его фирма, оказался успешным. Практически оформилось первое в Ленобласти слияние двух птицефабрик - "Заводская" (более чем на 50% принадлежит мелькомбинату) и "Скворицы". Залогом успеха, по-видимому, явилось то, что мелькомбинат не стал претендовать на контроль над единым предприятием, удовлетворившись лишь совсем небольшим пакетом его акций (большая часть досталась "Скворице"). "Для нас важен рынок сбыта отходов мукомольного производства. Для птицефабрик наши отходы - это сырье. Поэтому чем больше птицефабрик окажется на нашей стороне, тем лучше", - говорит Аладушкин.
Другой удачный пример демонстрирует молзавод "Пискаревский". Гарантированные поставки заводу обеспечены тем, что директора совхозов являются его акционерами. Финансовый успех "Пискаревского" прямо пропорционален успеху совхозов, и наоборот.
ОАО "Парнас-М" не первый год создает холдинг, в состав которого предполагается включить ряд предприятий с целью обеспечить единый технологический цикл: автоколонна, элеватор в центральной части России, совхоз, комбикормовый завод, мясокомбинаты и собственно завод "Парнас-М". Создатели холдинга столкнулись с теми же проблемами, что и Аладушкин. "Год назад запланировали взять в управление несколько совхозов и выращивать около 4 тыс. тонн голов для Лужского мясокомбината. В результате разбираемся пока только с одним хозяйством "Рассвет", которое принадлежит нам на 26% и находится под нашим управлением, - рассказывает заместитель генерального директора по внешним связям ОАО "Парнас-М" Юрий Щербаков. - Люди на селе разучились работать. За год мы сменили там уже двух руководителей. Сменили весь менеджмент. Столкнулись с настоящей партизанщиной, когда воруют имущество предприятия".
Впрочем, "Парнас-М", как и другие мясопереработчики, не рассчитывает в обозримом будущем заместить абсолютно доминирующее у них импортное сырье мясом из Ленобласти. Рентабельность отечественного производства мяса остается на уровне 1%-3%, а у подавляющего числа хозяйств оно и вовсе убыточно. Ленобласть всегда специализировалась на молочном животноводстве, поэтому даже в лучшие времена обеспечивала мегалополис мясом не более чем на 30% от потребностей. Однако сегодня к былым показателям область даже не приближается. Так что лишь зависимость от привозного сырья, от ценового диктата зарубежных поставщиков вынуждает мясокомбинаты продолжать поиски схем создания собственных сырьевых ресурсов. Впрочем, есть и некоммерческий аргумент. "Для нас участие в аграрных проектах - прежде всего патриотический долг", - говорит Щербаков.
Между тем, если переработчикам кооперация нужна главным образом из стратегических соображений, то производителей она способна озолотить уже сейчас. Совместное производство потребительского общества Гатчинский промкомбинат и совхоза "Сельцо" (комбинат обеспечивает совхоз комбикормами, хозяйство поставляет ему мясо - 1-2% от общей потребности комбината) позволило совхозу за последний год в три раза увеличить поголовье - с 400 до 1200 голов. Рентабельность свиноводства достигла неслыханной для мясопроизводителей величины в 40%. Правда, "Сельцо" - исключение. "Мы перебрали кучу хозяйств. Совхозы по-прежнему неохотно идут на сотрудничество, а если идут, то зачастую не выполняют условия договоров", - говорит Оганес Гадян, директор промкомбината.
Единственная отрасль, добившаяся заметных успехов в интеграции - переработка молока. В отличие от мясопереработчиков, молочные заводы всегда были ориентированы на Ленобласть, которая обеспечивала до 85% их потребностей. Крепкие связи с производителями молока у переработчиков установились очень давно, и интеграционные процессы в этой сфере находятся сегодня на качестве ином уровне, чем у других отраслей пищепрома.
Крупнейший на Северо-Западе переработчик "Петмол" дальше всех продвинулся в деле объединения с производителями. Помимо обычных договоров поставок, около 10-ти совхозов связаны с "Петмолом" договорами по программе "Балтийское море", в рамках которой фермы пару лет назад были модернизированы. И до 2003 года они должны рассчитываться за поставленную технику молоком.
Чтобы еще больше заинтересовать совхозы, "Петмол" реализует программу "Балтийское море II". Модернизированы будут около 10 совхозов, причем на более выгодных для них условиях. "В прошлый раз мы были связаны шведской правительственной программой и по лизингу поставляли оборудование компании Alva Laval Agri. Теперь совхозы получили право выбирать поставщика. В мае 2001 года совхозы получат оборудование на 58 млн рублей, а затем - еще на такую же сумму. За возврат средств будут отвечать имуществом как совхозы, так и "Петмол", - пояснил Поляков.
А недавно комбинат подписал с 15 совхозами-партнерами стратегическое соглашение, смысл которого сводится к юридическому оформлению единого холдинга. "Нам нужно переходить к вопросам совместного владения собственностью, - говорит генеральный директор "Петмола" Валентин Поляков. - Это позволит нам рассчитывать на гарантированное обеспечение молоком в будущем, а совхозам иметь гарантированный сбыт".
//* Источник информации : Эксперт Северо-Запад ,07.05.01
Добавлю от себя. Для инвестирования в сельское хозяйство нужны гарантии сохранности инвестиций. То есть, смена или полный контроль над действиями управляющих. Оформление прав собственности на акции – а зачастую даже реестра акционеров нет. Оформление собственности на землю – а сейчас она в какой-то непонятной «долевой собственности» неизвестно у кого. Частичная замена персонала – с соответствующими драмами, ведь кроме как в сельхозпредприятии найти работу на селе часто негде. Дружба с местной властью, которая на «городских» всегда будет смотреть косо – хотя бы потому, что делиться с местными чиновниками пришельцы не мечтают. В общем, хлопот много. Зачастую проще махнуть рукой и покупать как и раньше импортное сырье. Увы :(