Что они сделали, очень метко проанализировал Галковский
> — Конечно. И везде работают историки, культурологи, антропологи. Сначала они изучают население, среди которого надо действовать, местную специфику и так далее. Не обошлось без них и на майдане.
> — Зрелищная картинка получилась.
> — Очень. Но восприятие ее было разным. У здравомыслящих жителей Донбасса майдан с его сценами и заклинаниями в 2005 году вызывал недоумение, а многим украинцам, во всяком случае поначалу, он нравился. Они его воспринимали как живой порыв к свободе, праздничную ярмарку. Был поставлен большой спектакль, который выполнил политическую задачу — свалить власть руками толпы. Сейчас — другой сценарий.
>Архаизация общества на марше
...Майдан это ни что иное, как карго-культ города. Значительную часть его участников составляли жители западненских деревень, но и жители украинских городов, особенно на западе, это люди с недостаточно развитой городской культурой. Это «пришлый элемент» который будет таковым ещё одно-два поколения.
Урбанизация на Украине. Видно преобладание сельского населения на западе и городского на востоке.
Если посмотреть на усилия украинских националистов, то украинскую культуру они на пустом месте создают из культуры деревенской. То, что изображается украинской одеждой, украинской едой, украинскими танцами, украинской манерой обращения связано с бытом украинского села (и уже поэтому не годится для современной городской цивилизации).
Если посмотреть на историческое прошлое Украины, то местные сказители, опять-таки аккуратно стирают ластиком жизнь украинских городов 16-17 вв. и заменяют его историей баснословной «Запорожской Сечи». Что такое Сечь в их понимании? Это фантастическое Беловодье, где в центре политической и экономической жизни находится не город, а деревня. Сечь это село, где живут особые волшебные крестьяне, занимающиеся мировой политикой. Они пишут письма турецкому султану и римскому папе, объявляют войны. Над ними нет власти помещика или полиса-столицы. Деревня Сечь сама мегаполис, Миргород, находящийся в центре мироздания.
Стоит ли говорить, что реальная история украинского казачества (в общем трагикомическая) имеет ко всему этому великолепию мало отношения (...)
Однако сейчас украинское казачество объявлено становым хребтом украинского народа и объектом всяческого подражания. Почему? (...) А с точки зрения социальной это потакание естественной базе украинства – жителям украинского села.
Вот карта, наглядно показывающая что такое «Украина». Как видите, украинцы в этническом составе крупных украинских городов занимали даже не второе, а третье, а иногда и четвёртое место. Из средних городов единственный украинский – Полтава. Учтите, что это ситуация после гражданской войны, когда масса русских и польских горожан была убита или эмигрировала, а людям с нечёткой этнической идентификацией было выгодно записываться украинцами.
Вся история «украинизации» западной России это история угнетения и депортации жителей городов, и вселение или подселение в городские квартиры деревенских жителей. История на польско-австрийском западе Украины повторилась в ещё больших масштабах. Население Львова было ВООБЩЕ уничтожено, а нынешнюю «культурную столицу» Украины заселили местными крестьянами. Которые сейчас любят похваляться, что их предки служили в дивизии СС-галичина. Не служили они там. Те, кто служил, убиты во время войны, эмигрировали на запад, погибли во время партизанских действий. Их предки это простые мирные крестьяне, которых советская власть приучила к захвату пустых городов. Это их мечта. Если галичане, а вслед за ними и все остальные украинцы рвутся в Европу, то подсознательно они рвутся не к унитазам и апельсиновым плантациям, а к тому, чтобы жить в, как им кажется, пустых Дрездене, Барселоне и Вене. Ведь это уже было с их отцами и дедами. Приехали на подводах во Львов – а город пустой.
Если бы речь шла о создании действительно нормальной национальной культуры, украинцы при их, вроде бы, полонофилии, должны были уважительно относиться к польскому культурному наследию. Но крестьянам наплевать на львовскую школу философов и математиков, на знаменитый биологический институт, на львовянина Станислава Лема. Настоящих горожан Львова они в глаза не видели - только жили в их квартирах.
(...)
Понятно, с каким настроем собирались в центре Киева обитатели майдана. Именно обитатели, ибо фишка майдана в том, что люди там не протестуют, не собираются на митинги. Они там ЖИВУТ. Майдан это деревня, разбитая посреди большого города, этот город ненавидящая, этому городу завидующая, стремящаяся подчинить город своей воле, а в идеале - разрушить. Когда милиционеры попытались собравшийся в центре города табор разогнать, это встретило удивительное озлобление. Ведь милиционеры имели дело не с демонстрантами, а со сквоттерами. (...)
Типовым заходом крестьянина являются бесконечные разглагольствования про то, что ему не надо денег, что в его деревне нет воровства и люди даже не запирают двери, потому что воровать некому. А если кто вещь потерял, то её сразу найдут и передадут законному владельцу. Когда украинцы объясняли, почему им так хорошо на майдане, то апофеозом апологетики была именно история с мифической женщиной, потерявшей кошелёк, затем благополучно возвращённый рыдающей от умиления владелице.
Для крестьян во всём мире признак культуры не что-то делать, а что-то не делать: не сквернословить, не толкаться, не плеваться, не брать чужие вещи. Когда крестьянин кому-то говорит что тот не вор, это комплимент.
С самого начала централизованное снабжение майдана продовольствием и водой подавалось как крестьянское производство. Оказывается хлеб и колбасу не подвозили на грузовиках, а на майдане завелись мифических «бабушки», выпекающие домашние симпампушки посреди горящего бедлама.
Картинка была настолько желанной, что, в конце концов, на майдане действительно возникло крестьянское хозяйство. Я несколько месяцев иронизировал в клубе RL, что недоработкой режиссёров майдана является отсутствие домашних животных. Теперь животные есть, вплоть до свиней, которым сооружается специальный свинарник. (...)
Похоже, что идеальная метафизическая картинка в головах коренных обитателей майдана это разрушенный постнуклеарный Сталинград, а в центре его - оазис Неосечи: дубовая роща со свинками, петухами и кукушками, хаты-мазанки. А в самом центре - небольшая поляна для колхозного собрания, где время от времени решаются судьбы Украины, а также сопредельных государств. В режиме свободной простонародной дискуссии.
Надо сказать, с подобной идиллии началась сама ранняя заря украинской незалежности. Нестор Махно объявил родное Гуляй-Поле столицей, женился на дочке киевского городового и стал управлять галактикой. (...)
Если человек вместо того чтобы стать горожанином, начинает городских бить и устраивать посреди города деревню, то у него кулаков не хватит. Деревня - маленькая. Жители в деревне разобщены. самая высокая степень организации – банда. То есть их организация кончается там, где городская только начинается.
Но главное даже не это. Когда деревня выпиливает себе щиты и стругает дубинки, то такая украина худо-бедно может проканать. Дело-то нехитрое. Финиш наступает, когда деревня начинает мастерить карго-интеллигенцию и надевает на свой нос очки.
> — Для многих россиян стала откровением обнаженная русофобия майдана, которая, к сожалению, поддерживается немалым числом украинцев. Возникает вопрос, где ее истоки? Для чего она формируется?
...вне русского культурно-исторического пространства Украина автоматически превращается в Африку. Начиная с Майдана, украинцы неизменно шокируют русских своими действиями в Сети и в реале. Это типично африканское поведение.
Самоидентификация на основе прыжков на месте ("кто не скачет - тот москаль") отчётливо напоминает обычаи племени масаев. Провозглашение соотечественников насекомыми ("колорады") с их последующим зверским убийством в Одессе копирует действия хуту, начавших геноцид тутси в Руанде с радиотрансляции призывов "истребить тараканов". Известное интервью фронтмена группы "Вопли Видоплясова" Олега Скрипки, в котором он требует запретить на Украине русский язык, очень мало отличается от заявлений лидера нигерийской группировки "Боко харам" Абубакара Шекау. Наверное, вы его видели - это такой почёсывающийся укурок, похитивший триста школьниц. Название "Боко харам" переводится как "образование запрещено", и звучит ничуть ни хуже и не лучше, чем "Вопли Видоплясова".
В целом же по генезису движения, по идеологии, по методам ведения борьбы, сторонники Майдана и сегодняшнего киевского правительства являются аналогом африканских национально-освободительных движений. Думаю, ближе всех они к повстанцам мау-мау в Кении. Что касается ирредентистов Новоросcии, и у них есть масса аналогов в новейшей африканской истории - французы в Алжире, белые фермеры в Родезии и Кении и т.д. Метрополия так же отрекается от них, международное сообщество так же пытается выдать их на расправу дикарям, пишущие подонки, по Божьему недосмотру называющие себя интеллигенцией, так же подло предают их в каждой своей статье.
Даже сам ход военных действий показывает, что Украина - это совершенно африканская страна. Ситуaция, когда регулярная армия бросает в бой все свои силы и месяцами не может взять находящиеся под контролем горстки ополченцев населённые пункты, невозможна ни в Европе, ни в Азии, ни в Латинской Америке. Украинская пропаганда утверждает, что на стороне Новороссии сражаются наёмники из России. Это усугубляет картину. Белые наёмники страшны только африканским армиям.
> — Но именно западные области окормляют украинцев идеологией, а не Юго-Восток.
> — Пассионарность Запада ненадолго. Надо будет работать, семью кормить. В 1945 году образовался большой контингент пленных бандеровцев. Их выпустили, чтобы они работали и содержали семьи, потому что на Западной Украине осталось очень мало мужчин. И они встроились в нормальную жизнь. Почти полвека мы жили спокойно. Да и сейчас не они, не старшее поколение, а уже специальные технологии настроили молодежь.
А вот здесь С.Г. Кара-Мурза не совсем в курсе положения дел.
"...На Украине действует хорошо структурированная и мощная тоталитарная секта. Под видом «греко-католической церкви» мы видим только её оголовье. (...)
Смехуёчками они не отделаются. В Галиции жил левый публицист Ярослав Галан, в общем, довольно дрянной человек, поддерживающий Сталина. Но, по условиям Галиции, небесталанный и образованный – даже в Италии учился. После войны он жил во Львове и писал статьи против зверств бандеровцев. Вот в таком стиле:
«Четырнадцатилетняя девочка не может спокойно смотреть на мясо. Когда в её присутствии собираются жарить котлеты, она бледнеет и дрожит, как осиновый лист. Несколько месяцев назад в Воробьиную ночь к крестьянской хате недалеко от города Сарны пришли вооруженные люди и закололи ножами хозяев. Девочка расширенными от ужаса глазами смотрела на агонию своих родителей. Один из бандитов приложил острие ножа к горлу ребёнка, но в последнюю минуту в его мозгу родилась новая «идея»: «Живи во славу Степана Бандеры! А чтобы чего доброго, не умерла с голоду, мы оставим тебе продукты. А ну, хлопцы, нарубайте ей свинины!..» «Хлопцам» это предложение понравилось. Через несколько минут перед оцепеневшей от ужаса девочкой выросла гора мяса из истекающих кровью отца и матери».
Пропаганда? Может быть. Галан написал также шутливый памфлет «Плюю на папу», где в вольтеровском стиле потешался над церковниками. В стиле: «Когда в детстве услышал имя «Пий», подумал, что это от «выпить»». Вероятно, он выбрал не самое удачное время для остроумия, ведь тогда униатская церковь подвергалась сталинским гонениям.
Поэтому к Галану напросились домой два студента львовского института и изрубили его в мясо топорами. В порядке полемики.
Возникает вопрос, а чего сектантам, собственно говоря, надо? Ясно, что не «евроинтеграции» или, например, роста украинской экономики. Им это всё перпендикулярно. Понятно, что конечной целью является спасение Избранных перед геенной огненной. Но это, так сказать, программа-максимум, одинаковая для любого радикального христианства. Ну а вот конкретно, «в текущем разрезе»? Чего они как клещ впились в Украину и пьют из неё кровь, доведя 45 миллионный народ до братоубийственной войны?
(...)
В общем их цель вполне ясна. Это провозглашение автономной и единственно верной униатской, а точнее, истинно православной веры, затем прогонка всего населения Украины через униатское базилианство второго порядка. Несколько веков галицийцам поляки и москали твердили что они второй сорт, а второй сорт это москали и поляки. А галицийцы – сорт ПЕРШИЙ. Они будут сидеть в Киеве, а западные и восточные недохристиане будут на них работать.
Почему этой программе дают зелёную улицу на Западе, отдельный разговор, но сами сектанты думают именно так и проводят свою линию с железной последовательностью. Унитатская резидентура сидит на телевидении и в электронных СМИ, в правительстве и в «беспеке». У униатов есть разветвленная агентура внутри расколотой и беспомощной православной церкви Украины и хорошо организованное лобби в Европе и Америке.
Православные же украинцы не только стали беспомощными жертвами сектанской пропаганды, но даже не понимают с чем они столкнулись и как против этой заразы лечиться. Увы!