От Георгий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.10.2001 00:42:27 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Общинность; Либерализм; Модернизация; ... Версия для печати

Любопытные мысли о традиц. и либеральном обществе. "Ден. лит." (/+)

И. Бражников. Бес по капле. Апокалиптический либерализм Чехова.
(Чехов-либерал, бесовщина, Беликов, воспевание адюльтера в "Даме с собачкой" и прочее, "выдавливание из себя раба")

(День литературы, № 11)

(Между прочим, можно предъявить претензии автору по определениям "традиционное-либеральное". Как считаем мы - так или эдак?)


"... Во многих ранних рассказах Чехов и рад бы показать либеральный мир как сугубо положительный, народ же и гос. власть выставить в комич. и нелепом виде ("Злоумышленник", "Унтер Пришибеев", "Хамелеон"), но художественность и объективность его творческого дара препятствуют тотальной либерализации.
Мир традиции сталкивался с миром модерна, и у этих двух миров разные языки, они не понимают друг друга. Жел. дорога, безусловно, чужое для климовских мужиков. Пытаясь как-то включить ее в свой мир, приблизить их к себе, они отвинчивают гайки, "коими рельсы прикрепляются к шпалам", и делают из них грузила. Ловля рыбы - древнее, освященное традицией занятие. Гайка оптимально подходит для грузила - "и тяжелая, и дыра есть". Что касается поезда, то, конечно, опасности для него нет - "вот ежели рельсу унести или бревно поперек пути положить, тогда другое дело". К тому же уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем - и ничего, хранит Господь... Традиционный мир устроен таким образом, что жизнь и смерть находятся всецело в руках Божьих, и мелочь вроде отвинченной гайки не может, конечно, ни на что повлиять. Всемогущему Богу безразлично, есть гайка или нет, - ведь Он может и бывшее сделать небывшим, а значит, и отсутствующая гайка может чудесно завернуться на место. В мире новом, механистическом, рукотворном, держащемся на болтах и гайках, выход из строя любой скрепляющей детали грозит катастрофой: "А отчего, по-твоему, происходит крушение поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!" И тысячу раз прав унтер Пришибеев: мир изменился, и жить в нём становится решительно невозможно. Если жизнь и смерть зависят от двух-трёх гаек, которые ненароком может открутить безобидный, вовсе не желающий тебе смерти крестьянин-христианин...
Действие рассказа "Злоумышленник" происходит в 1885 г. В октябре 1888 г. поезд с императорской фамилией терпит крушение, гибнет около 20 пассажиров, и государь Александр III два часа держит на своих плечах крышу вагона. Семья чудесным образом спасена. Предполагают покушение, но расследование показывает несчастный случай. Как знать, не постарались ли здесь Денис Григорьев - а еще вернее, Митрофан Петров, которому для каждого невода, почитай, штук десять гаек надо. Между народом и Царем отныне пролегает ж.-д. полотно, граница старого и нового мира. Для народа мир так и не станет своим, а Цврь будет принесён этому нарождающемуся миру в жертву."