От Monco Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 01.10.2007 11:57:02 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

[2Almar] Здесь Вы мне напоминаете Мигеля

Я про заголовок ("да ладно, лажанулись - так имейте мужество хотя бы признать это") Вашего сообщения https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/212/212173.htm .

>>>Объективные условия существования индивидуума определяются историческим развитием человечества, а сознание определятся, конечно же, собственным бытиём индивидуума.
>
>>>На самом деле сказано, что ОБЩЕСТВЕННОЕ сознание определяется общественным бытием.
>
>>He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
>
>А полностью цитатку?
>Маркс <К критике политической экономии>: <В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание>

В чём проблема то? "Общественное бытиё" людей это отношения, в которые вступают индивиды в процессе своей жизни, "их сознание"... как хотите, но это сознание индивидов. Общественное сознание, действительно, не есть простая совокупность индивидуальных сознаний, но говорить, что общественное бытиё определяет общественное сознание не опосредованно через сознание индивидов - это впадать в мистицизм. Этак у Вас получится, что капиталист может узнать об антагонизме своих интересов с интересами пролетариата, только из учебника по политэкономии, а сознание мелкого ремесленника или торговца есть результат чтения книжек Прудона. Не верите мне, посмотрите, что писали по этому поводу М&Э.

Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д. того или другого народа. Люди являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм {24}. Сознание [das Bewußtsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewußte Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни.
...
В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т.е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, – мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса. Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками. Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития: люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание.

(Немецкая идеология. 4. Сущность материалистического понимания истории.
Общественное бытие и общественное сознание. Выделения авторов).

>вот кстати лингвисты разбирают http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=82049 и тоже не нашлит ничего про индивидуальноек сознание

Весьма авторитетный источник по марксизму.

>>Не будьте таким педантом.
>
>да нет. Дело тут вовсе не в педантизме, а в том что сознание сталинистов повернуто именно так, чтобы игнорировать гуманистический и свободолюбивый пафос марксизма, загонять мысль и волю индивида в казарму.

Это, кажется, мудрость от авторитета по ссылке. Теперь понятно, почему Вы так взъелись, печально.

>Поэтому то вам и почудилось, будто бы марксизм считает сознание индивида детерминированным его бытием.

Про такую глупость здесь никто и не заикался. Вам показалось, перекреститесь.