От Катрин Ответить на сообщение
К Alexandre Putt Ответить по почте
Дата 03.03.2007 21:03:30 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Теоремы, доктрины; Тексты; Версия для печати

"А когда же ученый мог стать настоящим человеком?"(с)

>>> Индивид свободен в социальных рамках, которые меняются.
>>В каком смысле Вы трактуете свободу?
>
>В простом. Возможность осуществлять действия. Круг действий и их характер ограничен культурой, а также общественным устройством.


А также вращением планеты Земля вокруг собственной оси и вокруг Солнца...
Не могут люди в разных странах настолько отличаться друг от друга, есть общие закономерности человеческого бытия, все они - человеки, и что-то у них есть общее, и даже многое. Об этом Владимир и говорит. Почему бы не представить народы как членов одной семьи, которые разделили между собой роды деятельности?


>>Был ли свободен нищий Сократ, который таскался по площадям и был лицом "без определеного места жительства и рода занятий"? А Лев Николаевич Толстой,
>
>Сократ - не Греция. Помимо Сократа в Греции достаточно мужей. Речь здесь идёт о социальном смысле, а не индивидуальных случаях, потому что нас интересует социальный процесс.

Одно дело заниматься изучением социального процесса, другое - утверждать, что человек сидит в социальных шорах и ни шагу не может сделать далее очерченного круга. Пример Сократа доказывает обратное, а также примеры последовавших за ним учеников.

>>>В каком-то смысле - да. Люди существуют в культуре, которая ограничивает рамки их действий. Эти рамки пересматриваются под воздействием обстоятельств. Я не могу перешагнуть свою "русскость" при всём желании.
>> А Вы в этом уверены? Поживите лет 10 на Западе, Вы себя не узнаете:)
>
>Здесь речь идёт о социальном процессе. Русская культура меняется, но также она инертна.

>> Чтобы там жить счастливо, надо принять их культурные "коды". А это есть сознательный выбор.
>
>Я не могу по желанию стать представителем другой культуры. Я изменюсь (пусть не за 10 лет, пусть за 30), но в основном я по-прежнему буду носить русские "привычки мышления" и "привычки действия". Собственно, такой инертностью можно объяснить проблемы с культурной интеграцией имигрантов в Европе.

Это среди тех, кто живет в диаспоре, а кто будет жить один, тому придется ассимилироваться.

>
>>Альтернатив вне культуры не бывает, т.к. человек существо культурное.
>
>Да, но альтернативы есть в культуре. Они ограничены культурой. Выбор не осуществляется "вообще".

Так почему же одни дворяне шли в народ, а другие нет?
Какая здесь была альтернатива в нашей культуре?

>>Вам Владимир о совсем другой любви говорит. Не половой.
>
>О! Так ещё какая-то любовь, оказывается, есть. Занятно.

Конечно, а Вы не знали? Странно, на Вас влияет какой-то еще культурный фактор, какой-то иной культуры, видать:))
Любовь человека к человеку. Любовь к человечеству как таковому. "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга".

>> Чтоб понять, что любовь - универсальное понятие, надо перестать быть ученым.
>
>Да, отбросить и забыть науку, знания,

Наука и знания - не одно и то же. В Древней Греции не было науки, а мудрецы были.

>интеллектуальный опыт

Иногда бывает такой интеллектуальный опыт, что не грех его и забыть;)

> и вернуться к истокам (на пальму?) в естественность христианской любви и благолепия :)

Нет, как раз подняться на вершину христианской любви. На пальме ее как раз не было.
>Боюсь, в общественном смысле это не очень полезный совет.

Вы Ницще уважаете?:) Вот он как-то вопрошал: "а когда же ученый мог стать настоящим человеком?" ("Шопенгауэр как воспитатель")