>>Разделение труда - лишнее.
>Отнюдь. Вождь племени, жрец, воин - это разделение труда.
Вождя, жреца, воина - еще нет. для отправления судебной функции племя специально выбирает уважаемого человека - под конкретный конфликт. http://ethology.ru/library/?id=94
***Иными словами, роль вождя — это не более, чем роль посредника в переговорах, позитивный исход которых фактически предрешен заранее. Сами нуэры, по-видимому, не испытывают ни малейшего преклонения перед этой фигурой, выполняющей чисто ритуальные функции. «Мы выбрали их, дали им леопардовые шкуры и сделали их нашими вождями, — говорит нуэр, — чтобы они участвовали в жертвоприношениях по случаю убийства».****
***Я уже упоминал, что члены общины, которых за неимением более подходящего слова именуют «вождями», не располагают, как правило, достаточным авторитетом, чтобы осуществлять какие-либо властные функции. Здесь действуют те же экономические причины, которые определяют отсутствие централизованного управления сразу несколькими общинами. Кроме того, в обстановке всеобщего равенства имеют место и другие, чисто психологические мотивы. В частности, обязанности вождя представляются людям чересчур обременительными, чтобы возлагать их на себя, очень мало что получая взамен, — как мы видели это, скажем, у индейцев намбиквара. О том же пишет и М. Мид, обсуждая положение дел в совсем иной культуре — у новогвинейских арапешей. «"Большие люди» должны планировать, руководить обменом, важно шествовать, говорить громким голосом, они должны хвастаться тем, что было совершено ими в прошлом, и тем, что предстоит сделать в будущем. Все это арапеши считают самым неестественным и трудным поведением, от которого уклонится любой нормальный человек, если только сможет» (Мид М. Указ. соч. С. 243).****
>>Первоначальная форма пра-государства - это СУД.
>Это не форма, тем более не первоначальная, это одна из важнейших функций. Логика госстроительства североамериканских соединенных штатов - это лишь вариант, а не канон.
Логика госстроительства США - заключалась не с создании суда, а в присвоении, узурпации, монополизации уже исправлявшейся на местах важнейшей судебной функции. Народный суд Линча устранялся огнем и мечом, а на его место приходил судья с палачом и судебными приставами.
Возникновение суда Линча означало, что толпа новопоселенцев перестала быть сборищем одиночек, а начала вырабатывать общинную этику.
>>Другим таким средством установления гармонии исторически были пра-религии.
>С моей точки зрения это не другое средство, а очень характерное из арсенала средств. Сущность государства я бы не сводил к узкому понятию "государственные институты".
Я и не спорю. Это "другое" средство в большинстве случаев "развития изнутри" - было основным и решающим.
Но нельзя сбрасывать со счетов ситуацию насаждения государственности. Либо ее возникновения при фиксации возникшего неравенства. В момент, когда общество уже вполне готово к социальной и политической стратификации, медленный процесс узурпации какими-либо семьями возвышенного положения, - резко ускоряется, если верхний этаж занимают завоеватели.
>Вообще-то общество не гармонизовалось. Наивный фрагмент, извините, в чем-то верный, но в целом сырой и сказочно-путаный в современном стиле.
Общество, собирающее под ружье мужчин, разыскивающих угнавшего стадо вора и линчующее его под ближайшим деревом, - уже гармонизируется. Уничтожая(вешая) самую отмороженную часть самое себя.
>Неочевидно. Статистически конфликты индивидов должны нивелироваться в бОльшей общности.
Этнография говорит, что групповые конфликты и являются источником разделения племен. Я опираюсь на фактические данные этнографических наблюдений, а не на логику обществ, состоящих из атомарных, ни с кем не связанных индивидов.