>Мы жили в обществе без частной собственности. Государство вторично по отношению к производственным отношениям, которые не обязательно основаны на частной собственности. В общем, это и сейчас верно.
Стоп! Здесь Вы смешали два тезиса:
1) государство вторично по отношению к ПО
2) ПО не обязательно основаны на ЧС.
И этим Вы, по сути, пытаетесь сказать нечто в пользу вторичности государства относительно ЧС.
Мой ответ: я не готов утверждать, что зачатки государственности вторичны даже по отношению к "производительным отношениям" мужчины и женщины - в смысле производства потомства.
Человек - существо коллективное. Но в то же время - с развитой индивидуальной волей. И поэтому отношения, устанавливающие баланс между индивидуальной волей и необходимостью жизни в обществе, - являются практически биологическими для homo sapiens.
Важнейшим тезисом в пользу традиционного общества, регулируемого традицией, является наличие якобы извечных неписанных норм поведения. Но нормы никто с небес не спускал. Их люди выработали. И не совместно. Их выработали гении, не часто, но регулярно порождаемые обществом, а закрепили в обществе - талантливые лидеры,- ничуть не более частые гости общества, чем гении.
Т.е. традиция, регулирующая нормы отношений между людьми, осуждающая на отсечение руки вора, на забивание камнями - насильника, на изнание из общества - обманщика, - суть ранее высказанные кем-то мнения, суждения, решения. Соломоны рождаются редко. А потому прецедент гениального решения такого вопроса просто становится регулятором в аналогичных вопросах. Но возникают новые необычные случаи. Которые традиция не споособна решить. Нужно человеческое решение: относящееся к конкретике сегодняшнего конфликта. Чуть хуже, чуть лучше, но решение! И в обществе формируется институт принятия решений в конфликтных ситуациях.
Избираемый судебный вождь, совет старейшин, "божий суд" -поединка между конфликтующими, - поединка, гибель одной из сторон в котором закрывает проблему, не требует удовлетворения в форме кровной мести.
И эти институты - суть прагосударственные! Они и только они удерживают общество от превращения в клубок враждующих друг с другом кланов. - И позволяют обществу расти, увеличивать ударную силу совместного труда при расчистке леса под пашню, при уничтожении(и ограблении)соседа.
>О слабости государства - это чисто прикладной тезис, теоретически совершенно несостоятельный. К сути марксизма этот тезис отношения не имеет, а к сути Просвещения имеет весьма отдаленное.
Вот как раз очень состоятельный. О.Шпенглер("Закат Европы"), характеризуя возникновение этого тезиса, упоминает, что родился он в Англии, защищенной морем от неприятеля. И в этой самой Англии государство запросто могло быть слабым, - дабы не мошать денежным мешкам делать свои делишки.
К сути Просвещения все имеет самое прямое отношение. "Священность и неприкосновенность" частной собственности - плод Просвещения. Именно в период Просвещения шла большая теоретическая дискуссия, на одной стороне которой выступали по преимуществу иезуиты, а на другой - их ученики(практически все деятели Просвещения - выпускники иезуитских учебных заведений). А основным предметом иезуитских уч. заведений была РИТОРИКА - умение дискутировать, сводя доводы противника к общественно-осуждаемым формулам или к противоречию "естественным" законам жизни.
Священность и неприкосновеность частной собственности в 18 веке была выведена из якобы естественного стремления индивидуума(семьи) отделиться от общества.
Марксизм просто унаследовал наработки Просвещения - через "Три источника и три составные части марксизма": немецкую философию, английскую политэкономию и французский утопический социализм.
>Я эту проблему теоретически, кажется, решил. Если подходить научно, то никто ничего не должен делегировать, а частная собственность противоречит индивидуальной свободе. Государство не отмирает - тут классики ошибались...
Ну, решения типа догадок и типа разрешения противоречия "разрубанием гордиевого узла" - самые классные. Только - не работают. Хотя - правильные!
Против системы нужно ВЫСТРАИВАТЬ систему. Только более мощную, более адекватную миру, более ПРИВЛЕКАТЕЛЬНУЮ для тех, кто "академиев не кончал".