>Когда в магазин привозят товара на 50 человек, а в очереди стоит 100, кому дать? Плановая экономика решала этот вопрос диким образом кто сильнее, кто может выстоять в очереди (а ведь не все могут!), кто имеет доступ через черное крыльцо.
Рыночная экономика решает этот вопрос не менее диким образом. Кто сильнее, тот и заработал на питание, лечение, а кто нет, тот голодай и подыхай. А ведь не все могут заработать. При коммунизме по крайней мере никого не делают изгоем, у всех есть право на труд и на минимум благ. И это не является государственной благотворительностью, как при капитализме( которая зависит от общего состояния экономики), а частью экономической системы и притом необходимо
>Всем всего положено поровну безногий имеет право на сапоги, слепой на очки. В результате, кому действительно нужно не хватает.
А при капитализме хватает? Видеть нужную вещь на витрине и не иметь возможности ее купить - это конечно, лучше?
>Сейчас они перешли на сникерсы и пиво. Имеют право. Зато у других, кому книги действительно нужны, они теперь их не отнимают. Каждому свое.
А вот это уже вопрос не об идеалах, что кому больше нравится и что справеливее, а фактическая неправда. Раньше книги печатали с учетом мнения худсоветов, куда входили ,по крайней, мере профессионалы своего дела. Общий тираж и по книгам и по наименованиям был в 4 раза больше, ( а по журналам в 20 раз). Сейчас же книги печатают с учетом рыночного спроса, который определяют те, которые перешли на сникерсы и пиво, у кого в кошельках густо, а в голове пусто. Теперь они, эти дебилы, в значительной мере , определяют какие книги лежат в продаже. Потому что достойные люди не могут влиять на рыночный спрос и, соответственно, на тираж кгиг, - у них нет денег, - влияют дебилы. Поэтому хорошие книги выходят сейчас не просто мизерными, а прямо таки микроскопическими тиражами от нескольких сот до нескольких тысяч экземпляров. Огромное количество книг советской поры вообще больше не переиздается, на них нет рыночного спроса, а реальный нерыночный спрос есть, но рынок его не чувствует ( У людей, которые могли бы реализовать этот спрос, нет денег не то, что на книги, но и на самое необходимое).
В результате я, который раньше хотя бы мог почитать нужные мне книги, беря их у друзей,родственников, знакомых или в библиотеке ( а книги были у многих - тиражи милионные и многосоттысячные), теперь лишился и этой возможности. У кого я найду книгу тиражом в 1000 - 3000 экземпляров на всю 150 млн. страну?
>Нужно мне лекарство откажусь от бассейна и конфет. Никто лучше самого человека не знает, что ему нужно в первую очередь. А выдавать всем поровну можно только в военные годы, когда практически ничего нет и речь идет о простом выживании. Как только экономика становится более-менее развитой и жизнь нормализуется, выдача всем всего поровну превращается в абсурд. Его мы и наблюдали.
Дело в том, что споря с Часовщиком, я несколько упростил ситуацию. Равенство распространялось при коммунизме в СССР только на основные жизненные блага. (Никого голодным и разутым не оставляли и работу давали гарантированно). Но вся прелесть-то состояла в том, что никто не мешал человеку получать и СВЕРХ ТОГО , занимая более выслокие должности, и поднимаясь вверх по социальной лестнице. Должность при советском коммунизме определяла жизненные блага сверх минимальных, прямо как при капитализме деньги.
>Никто лучше самого человека не знает, что ему нужно в первую очередь.
Если бы это было фактически так, то тогда бы советские люди не стал бы разваливать СССР( поскольку с рациональной точки зрения - это был абсурд), не имела бы никакого значения коммерческая реклама, и вообще вся книга Кара-Мурзы про манипуляцию человеческим сознанием была бы туфтой. К сожалению( а может к счастью), человек не всегда знает и правильно решает , что ему нужно. Это еще Пушкин подметил в своей бессмертной "Сказке о рыбаке и рыбке".