От Сепулька Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 11.02.2006 15:37:35 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Теоремы, доктрины; Версия для печати

А что, на дворе уже коммунизм?

Написала Вам развернутый ответ, но, к сожалению, из-за сбоя он стерся. Повторять не буду, тем более, что считаю это бесполезным.

Главное, что я поняла по Вашему ответу, это неадекватность Вашей модели личности и общества.
Вы почему-то рассматриваете личность как абсолютно перезаписываемое в любой момент устройство. Я просто удивляюсь, как Вы читали Выготского. Он же пишет как раз об овладении принципами мышления и стереотипами поведения ребенком! Почему именно ребенком? Потому что именно в детском возрасте усваивается большинство стереотипов поведения и мышления человека, которые затем в большинстве своем не пересматриваются. Более того, синтезируясь с индивидуальными особенностями воспитания и индивидуальными способностями и особенностями каждого человека, они и составляют человеческую личность. Ребенок, у Выготского, развивается и формируется как личность именно при овладении культурной матрицей общества. Расти он в другой культурной матрице - он и сформируется по-другому, и личность уже будет другая.
А у Вас личность не имеет абсолютно ничего своего, и может быть переформирована в любой момент (т.к. всего лишь совокупность общественных отношений).

Аналогично и общество: у Вас фактически не существует разных типов мышления (разных символических структур), передаваемых из поколения в поколение и воплощаемых обществом в политических, экономических и идеологических институтах. Вместо разных типов мышления у Вас есть просто набор производственных навыков, которым можно обучить одно общество и другое.
Вы в этом противоречите себе даже как марксист: если существуют разные ландшафты, то они - как материальное основание - должны порождать и разное идейно-культурное содержание обществ, которые в них живут. Но это и будет означать создание разных политических, экономических и идеологических институтов (если, конечно, специально силой не заставлять всех жить в одном и том же обществе - хотя и это невозможно) каждой из культур.

Теперь что касается законов разнообразия: Вы абсолютно не понимаете, что означает системное разнообразие. Пишете о каких-то "частных фирмах" в отличие от гос. регулирования. Но системное разнообразие заключается именно в разных типах мышления (создании и передаче из поколения в поколение разных типов символических структур), которые отражаются в разных общественных институтах (т.е. политике, экономике и идеологии), разнообразие которых в одном обществе - в соответствии с принципом иерархических компенсаций - неминуемо должно снижаться для существования всей _системы_ как таковой. Поэтому то, что Вы пишете об СССР и западном обществе, просто не является никаким аргументом.
У Вас же это снижение разнообразия как типов мышления, так и политико-экономико-идеологических институтов предполагается достичь для всего человечества. В этом Ваша модель общества полностью отличается от модели Вячеслава: у него-то сохраняется разнообразие и типов мышления, и соответствующих этим типам общественных институтов. Поэтому ему и требуется "перезапись стереотипов" - фактически для апартеида, для непересечения некомплиментарных типов мышления.
Но у Вас-то ни типов мышления не существует, ни разных политико-экономико-идеологических институтов, а есть только разные производственные навыки, которыми Вы и предлагаете "овладевать".
Так вот, если этого снижения разнообразия достичь для всего человечества, то тогда и нарушится принцип необходимого разнообразия для устойчивости системы: все общества будут мыслить одними и теми же стереотипами, иметь одинаковое строение обществ. Такое человечество будет неустойчиво к любым изменениям среды. Более того, такое отсутствие разнообразия даже просто может привести к тупиковости пути развития всего человечества - такая культура изживет самое себя, человечество перестанет размножаться или иначе деградирует - и обратного пути уже не будет.

Про управляющую надстройку - опять-таки демонстрируете непонимание общесистемных законов, забывая о том, что действуют сразу два закона: закон необходимого разнообразия и закон иерархических компенсаций. Поэтому оптимум и будет достигнут не при равенстве кол-ва управляющих кол-ву управляемых, а намного раньше: разнообразие управляющей прослойки будет скомпенсировано построением иерархии и снижением разнообразия на каждом из иерархических уровней (Назаретян об этом прямо пишет - читайте).
У Вас же получается возрастание управляющей прослойки до бесконечности, т.к. если кол-во управляющих сравняется с кол-вом управляемых, то, исходя из Вашей логики, будет нарушен опережающий закон роста управляющей прослойки. И кому тогда управление следует передавать? Инопланетянам?

Ну и, наконец, об исторических законах.
Если Вы принимаете модель вероятностного развития общества (и человечества в целом), то о каких еще "исторических законах" Вы ведете речь? Либо одно, либо другое. Если Вы считаете, что человечество детерминированно дойдет до коммунизма (вследствие каких-то там "снятий"), значит, Вы отрицаете модель вероятностного развития, в которой каждое из обществ и человечество в целом может попасть на разные аттракторы и соответственно пройти разные пути развития.
Я поэтому и пишу: Вы ищете законы не там, где они есть, а там, где светло. Вы пытаетесь построить иерархию формаций. Почему? Потому что так сказал Маркс. И больше нипочему.
Я же говорю совсем о других законах: о законах, по которым _строится_ любое общество. Это и упомянутые много раз законы многообразия, и вероятностность развития, и символические структуры общества, и циклы развития и т.д. и т.п.
Я пытаюсь вычленить такие законы, которые ограничивают строение общества. А затем уже строить такое общество, которое близко нашим идеалам, но которое при этом не нарушает подобные законы.
Вы же именно пытаетесь протолкнуть утопию: некую картинку, которую до конца не хотите даже показать - настолько она утопична. Говоря о ресурсах, Вы пишете о черных дырах и скалярных полях, но не можете доказать, что человечество даже получит управляемый термояд, который сможет использовать. Говоря о гос-ве, Вы боитесь показать нам свою фантазию, как оно будет устроено, но ничтоже сумняшеся, утверждаете, что "снятие гос-ва" принципиально достижимо. Вы просто считаете, что для построения общества (тем более, глобального) нет никаких ограничений. Но это и есть утопия.