От Дмитрий Кобзев Ответить на сообщение
К Михаил Едошин Ответить по почте
Дата 12.08.2003 07:17:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Идеология; Версия для печати

Игры в элиту

Привет!

>Что значит «просто игра»? Раз речь идет о детях, «просто игрой» можно назвать вообще все.
Признаки 'просто игры' - такие же, как в обычных детских играх - частая смена ролей,
которая проводится не с целью добиться более значимого результата, а с целью дать какой-то опыт или интерес участникам игры.
Так и у Макаренко - дети привлекались к роли командиров сводных отрядов не с целью добиться большей эффективности действий этих отрядов - а с целью именно дать навыки руководства коллективом как можно большему количеству детей.
Характерным признаком этого служит отсутствие факта 'естественного отбора' наиболее проявивших себя руководителей в движении вверх по служебной лестнице.
В реальности такая игра не очень-то осмыслена. Общество нуждается в управленцах, управленец - такая же профессия, как и, скажем, каменщик - с соотв. требованиями к росту проф.мастерства, но не самого по себе, а в процессе достижения общественно значимых целей.
Сравните цели пропуска через командование отрядами колонистов у Макаренко (Поэма):
"Каждый сводный отряд составлялся на неделю, следовательно, и отдельный колонист на вторую неделю обычно получал участие в новом сводном, на новой работе, под командой нового комсводотряда. Командир сводного назначался со-ветом командиров тоже на неделю, а после этого переходил в новый сводный обыкновенно уже не командиром, а рядовым членом.
Совет командиров всегда старался проводить через нагрузку комсводотряда всех колонистов, кроме самых неудачных. Это было справедливо, потому что ко-мандование сводным отрядом связано было с большой ответственностью и забо-тами. Благодаря такой системе большинство колонистов участвовало не только в рабочей функции, но и в функции организаторской. Это было очень важно, и было как раз то, что нужно коммунистическому воспитанию."
Т.е., цель - не эффективность работы отрядов и поиск наиболее выдающихся специалистов-управленцев (как каменщиков в конкурсах проф.мастерства) - а ком.воспитание. Т.е. ротация 'элиты' использовалась с целью дать навыки управления каждому - точно так же, как это делают дети, играя в семью - сегодня ты мама, а я дочка, а завтра - наоборот.

Сравните далее:
"Значение командира постоянного отряда становилось чрезвычайно умерен-ным. Постоянные командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных, полагая, что они и так имеют нагрузку. Командир постоянного отряда от-правлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же постоян-ного отряда. Это создавало очень сложную цепь зависимости в колонии, и в этой цепи уже не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист."

Целью подготовки управленцев должно быть повышение эффективности их труда, а не обеспечение невозможности, чтобы одни встали над другими. Это как раз - признак детской игры.


>Тогдашние дети взрослели рано, а уж у Макаренко контингент вообще был специфический. Думаю, что доля игры в его системе управление не больше, чем во «взрослых» системах (где без нее тоже не обходится).
Это обычная практика - скажем, в программистских коллективах создаются малые команды для решения определенных задач - через руководство ими пропускаются многие - но не с целью дать им навыки управления (по крайней мере, не с главной целью), а с целью добиться результата.

>Разумеется, работа в системе управления, как и любая работа, требует специфических навыков, приобретаемых практикой. Ну и что? Это означает всего лишь то, что, чтобы научиться управлять, нужно управлять. Тут как с физкультурой и спортом — цель не в том, чтобы вырастить чемпиона-управленца, цель в том, чтобы управляли все. Это стратегическая цель; тактические могут варьироваться.
А цель-то как раз наоборот - вырастить чемпиона-управленца для достижения общественно-значимой цели.
Равно как и в процессе подготовки любой другой профессии - цель не дать попрактиковаться в ней каждому - а выбрать наиболее достойных и дать им возможность совершенствовать проф. мастерство для достижения нужных обществу целей.
Я не против, обозначенная Макаренко цель - ком.воспитание - весьма важна, но это не повод его методами решать задачу выращивания элиты.
Как вы себе это вообще представляете, например, в каком-нибудь министерстве?
Раз в месяц должность министра будет занимать один из его директоров заводов и наоборот?

>>>Видите теперь, почему я считаю именно эту систему естественной?
Разумеется, как детская игра - она и не может быть неестественной. Вопрос в сфере предназначения.
Игра - для ком.воспитания детей
Управление и отбор кадров для него - для достижения общ.значимых целей, отличных от ком.воспитания
>>Система макаренко позволяла _попробовать_ каждого в управленческой работе, но отнюдь не решала вопроса о _смене_ высших уровней элиты и обеспечения ее незагнивания.
>
>Во-первых, официальная советская система не позволяла даже этого.
Согласен.

>Во-вторых, почему же не решала? На мой взгляд, тенденции к загниванию элиты в экспериментах Макаренко не было;
А какое загнивание может быть в игре?
У игры другие задачи.
>если у вас есть контр-примеры, милости просим.

>Конечно, система управления в макаренковской колонии существенно проще системы управления государством. В этом смысле можно говорить о нерешенности проблемы «высшей» элиты, за отсутствием оной в эксперименте. Но точнее будет, если скажем, что нам просто неизвестно, что будет с высшей элитой в таком случае, будет ли она вообще, и если да, то будет она загнивать или нет.
Можете предложить систему а-ля Макаренко хотя бы для управления на уровне предприятия?

Дмитрий Кобзев, www.avn-chel.nm.ru