К этому небольшому эссе хотелось бы добавить немножко о том, что происходило на Руси. А на Руси набирала силу централизация власти... опиравшаяся на монастыри. Монастыри, реально обеспечивавшие лучшее управление хозяйством, - были самыми эффективными игроками на экономической арене. Крестьяне переходили на омнастырские земли потому, что там было выгоднее. Царю монахи были ближайшими союзниками в борьбе против князей и бояр. По царскому указу около 1550 года вотчины, переданные монастырям нельзя было выкупать иначе, как если это было предусмотрено завещанием. Если же такой выкуп осуществлялся, то землю забирал под себя царь.
А чем еще были монастыри для государства? Администрирование поморскими землями осуществлял мощный Соловецкий монастырь. Он же вел от лица государства и дипломатические перговоры со шведами. Район Белого озера контролировал Кирилло-Белозерский монастырь. И т.д. В сущности страна была разделена на земщину( в которой землей владели частные собственники - князья да бояре) и опричнину(это слово появилось задолго до знаменитой казнями опричнины Малюты Скуратова - землю, находившуюся в коллективной собственности монастырей). Монастырская система обеспечивала и экономические связи. Выросший монастырь снаряжал команду, обеспечивал ее припасами и инструментом - и отправлял осваивать новые земли - строить новый монастырь. И ставить в этом монастыре ремесла. А сбыт? - Монастырь делал те дела, которые ему поручены. Добывал руду, ковал железо. Ковал ядра для царя - и отправлял их в Москву. А сам получал что-то другое от другого монастыря. Всероссийское разделение труда обеспечивали монастырские обозы, которые везли рыбу, железную ковань, пушки, порох и пр.
При монастырях служили и были на довольствии монастырей воинские люди.
Ну и что?
А теперь переходим к Смутному времени. Знаем мы про полугодичную осаду Троице-Сергиева монастыря поляками Лисовского. Но практически не слыхали про четырехлетнюю осаду Кирило-Белозерского монастыря. И все. В событиях Смутного времени мы видим казаков, Болотникова, оплченцев Ляпунова, Минина и Пожарского. Но была еще одна сила - монастыри. Именно политическая работа Троице-Сергиевого монастыря подвигла Минина на создание ополчения. Кирилло-Белозерский монастырь, который год воевавший на собственный кошт, - слал в Нижний Новгород серебро на ополчение. Только черное духовенство - монашество и было ЕДИНСТВЕННОЙ ПАРТИЕЙ, однозначно боровшейся за суверенитет Московской Руси. Без колебаний.
Вот как общался со шведами от лица Московии в 1611 году(поляки в Москве!) настоятель Соловков:
********На интересующий королевское правительство вопрос игумен Антоний ответил, что, по имеющимся у него сведениям, русские люди на Москве единодушно выступают против литовских людей и хотят выбирать в государи только из своих русских фамилий. Что же касается подведомственных ему Соловецкого монастыря, Сумского острога и всего обширного Поморского края, то в этих местах такой же "совет единомышленный", как и во всей земле русской, не избирать на отечественный престол иноплеменников: "Не хотим никого иноверцев на Московское государство царем и великим князем, опроче своих прирожденных бояр Московского государства"***
И монастыри были важнейшей целью поляков.
*** ***В Смутное время было разграблено и сожжено великое множество храмов, монастырей, убиты тысячи священнослужителей и монахов. В числе жертв тушинцев были: архимандрит Константин и братия Борисоглебского монастыря в Торжке (1609 г.), игумен Варсонофий и братия Николо-Улейминского монастыря под Угличем (1609 г.). В самом Угличе весной 1611 г. были разорены все монастыри – Алексеевский, Вознесенский, Троицкий, Иоанно-Богословский, Паисиев-Покровский, Кассианов-Успенский, Михайловский мужские, в которых были полностью перебиты все монахи и искавшие у них защиты жители города. Не пощадили враги и женские Богоявленский и Введенский угличские монастыри, где также были истреблены все инокини. В 1610 г. поляками был разорен Макариев Калязинский монастырь, где были зверски убиты игумен Никон, братия монастыря и русские воины, его оборонявшие. В июле 1610 г. та же участь постигла Пафнутьев Боровский монастырь, где вместе с другими монахами был убит и ушедший сюда на покой архимандрит Иоасаф, герой обороны Троице-Сергиева монастыря. В 1612 г. были убиты игумен Паисий с братией Александро-Свирского монастыря. В том же году мученически пострадали преп. Евфросин и Иона Синоезерские. Уже на исходе смуты были замучены поляками ученик преп. Иринарха Борисоглебского преп. Галактион Вологодский (1612 г.) и братия Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (1613 г.), где большинство монахов было заживо сожжено в трапезной обители.***
Монастыри оборонялись, гибли, а другие продолжали многолетний труд по формированию отпора иноземным захватчикам. То, что делали Минин и Пожарский - самый последний, завершающий аккорд. А Русь отстояло в сущности монашество. Князья и бояре, вставшие на сторону самозванцев и поляков, - страховали от разорения свои вотчинные владения. И они вставали на сторону поляков. Либо соблюдали нейтралитет. А вот Русь монастырская, Святая, - могла только победить или умереть. В случае победы самозванцев и поляков - она разделяла участь монастырей Европы. Другой собственности, которую могли приобрести в качестве приза за победу, - просто не было.
Монашество и подвигнутый им на борьбу русский народ в Смутное время отстояли не просто Русь. Они отстояли ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР СОБСТВЕННОСТИ, пронизывавшей всю Московскую Русь. И потому - обеспечившей возможность развития Русского государства в империю, охватывающую 1/6 суши. Отстояли душу народа - его стремление к национальной и человеческой солидарности. Именно Смутное время отделило Запад повсеместно победившего частника от Руси соборной и солидарной.
Смута - была гражданской войной. Это известно. Но вот содержание ее как раз терялось в тумане. Низы, казачество - оказывались на стороне иноземцев. А эксплуататоры-дворяне гибли в боях и от голода, отстаивая страну.
Выдвижение на первый план позиции монстырей и монашества и обозначение типа собственности, который стоял за ними -все ставит на свои места. Служилые люди, погибавшие при обороне монастырей и городов(при этих монастырях) - были людьми социалистической системы. И дворяне, как ни странно, - тоже. Они жили от того, чем их обеспечивали назначенные им царем общины. А царь и монастыри были в единой связке - в противостоянии вотчинной знати. Которая была не прочь урвать куски и от монастырской собственности и от царской. Т.е. от собственности - всероссийской. И превратить свой удел в маленький Люксембург, в Голштинию, в Гессен - т.е. сделать то, что Реформация сделала с Германией.
Я упомянул в первом ессе, что оно - с новохронологического форума. Но все сказанное качественно отличается от Фоменко с его Ордой. С Новой хронологией эти рассуждения роднит только поиск того, ради чего фальсифицировалсь и искажалась история.
Один из ответов налицо. В 16 веке произошла гигантская приватизация, породившая Новое время, современный капитализм. И Европа в лице ведущих государств своего времени Речи посполитой и Швеции - атаковали Россию, сохранявшую ставший традиционным для нее уклад. Но Россия в Смуту отстояла прежнее общественное устройство. Которое уже в последующем, в ходе никоновской реформы, в ходе петровских реформ - начало разрушаться. А добила его Екатерина. Да и то не до конца. - Советская цивилизация стала наследницей цивилизации Святой Руси, которая оставила о себе память прежде всего в душевном складе наших соотечественников.
Фоменко уловил, что фальсификация истории направлена против русского народа. Он - безусловно прав в этом. А вот почему именно против русского - раскрыть ему не удалось. Но продолжение к его поискам есть. Вот оно! Русь отстояла социализм своего времени. Против тех, кто социалистическое обустройство жизни в своих странах в Реформацию разгромил, общественную собственность - приватизировал. Вот она главная тайна - тайна вора. Который сочиняет небылицы про то, как он непосильным трудом на собственном клочке земли заработал три магнитофона, три кожаные куртки, нефтяную компанию... - тоже три...
Выдумывать ничего не приходится. Все есть. Но отодвинуто на десятый план. Проблема Новой хронологии в том, что от первоначальных наивных и даже полусумасшедших идей пытливые люди рано или поздно могут добраться до центральных проблем - социальных. И поймут возраст "священной частной собственности", поймут возраст естественных прав, поймут возраст основ современной юридической системы, заменившей простое и понятное каждому право солидарного общества Руси еще 17 века - на фолианты крючкотворства, в котором права все равно нет. И быть - не может! Обоснование этому суждению дали еще в 19 веке анархисты.