>>По царскому указу около 1550 года вотчины, переданные монастырям нельзя было выкупать иначе, как если это было предусмотрено завещанием. Если же такой выкуп осуществлялся, то землю забирал под себя царь.
>Вы сами-то поняли, что написали, и что хотели сказать?
Я вполне знаю, о чем говорил:
***В приговоре своем Стоглавый Собор постановил: а) впредь без доклада царю вотчин святителям и монастырям не покупать и никому им не продавать, иначе проданные вотчины будут отобраны на государя безденежно — это дополнение к тому, что сказано в Стоглаве; б) вотчин, пожертвованных в монастыри, никому обратно не выкупать, за исключением случаев, когда сами вкладчики напишут в завещании, что их потомки имеют выкупить те вотчины***
Все отдельные меры завершились приговором церковного собора с участием бояр 15 января 1580 г. Было постановлено: архиереям и монастырям вотчин у служилых людей не покупать, в заклад и по душе не брать и никакими способами своих владений не увеличивать; ветчины, купленные или взятые в заклад у служилых людей архиереями и монастырями до этого приговора, отобрать на государя, который за них заплатит или нет - его воля. Вот все, чего могло или умело добиться от духовенства московское правительство XVI в. в деле о церковных вотчинах."
Альтернативная реальность ОТНОСИТЕЛЬНО 1580 года выглядит так:
***В 1580 году, по случаю сильного истощения государства от войн, был опять созван собор o монастырских вотчинах; на нем положено: села, завещанные монастырям на помин души, отдавать обратно родственникам завещателя с тем, чтобы последние вознаграждали за то монастырь деньгами по цене завещанных сел; если у завещателя вовсе нет родни, монастырям отдавать эти села на государя с вознаграждением за них из казны. *** http://www.pravoslavie.by/catal.asp?id=8862&Session=10
Как видите. Интерпретируется этот вопрос как-то уж совсем по-разному.
У Вас - интерпертация Ключевского, отражавшая отношение власти Российской империи к монастырским вотчинам, характерное для его времени.
>
>Монастырь? Вел от имени царя переговоры? Что за чушь?
И даже не от имени царя, которого иной раз не было(1611), но и от имени Русской земли. Цитату я приводил.
>
>Какие, трах-тибидох, в монастыре ремесла? Ремесла - в посаде, вокруг монастыря!
Где как. Первоначально - в самих монастырях. Потом, по мере развития монастырей - ремесла перходили к работавшим на монастыри ремесленникам из посада.
Кстати, художественная вышивка знамен, царских одеяний, -тоже ремесло, которым благополучно занимались монахини.
>>А сбыт? - Монастырь делал те дела, которые ему поручены. Добывал руду, ковал железо. Ковал ядра для царя - и отправлял их в Москву.
>
>В каком монастыре ядра лили? Где руду добывали? Кто железо ковал? Конкретно!
***Ежегодно русские монастыри и литейные дворы продавали туда сотни пушек, тысячи мушкетов, холодное оружие. Источник - вот вам цитата из \"Энциклопедии вооружений\": \"Интересно, что производителями артиллерийских орудий в XVI-XVII веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри. К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозерском монастыре.***
>>При монастырях служили и были на довольствии монастырей воинские люди.
С конца XVII века правительство постепенно ликвидирует стрелецкие полки, просуществовавшие без малого полтораста лет, и заменяет их солдатскими формированиями.
В начале XVIII века солдаты сменили стрельцов в Соловецком монастыре. После окончания Северной войны численный состав солдат, состоявших на монастырской службе, уменьшился и колебался в разные годы до реформы 1764 года от 50 до 75 человек, а с детьми мужского пола старше семилетнего возраста доходил до сотни', временами даже переваливал через нее. В 1725 году при Сумском остроге и Кемском городке числилось 50 солдат, в 1747 г.- 62, в 1757 г.- 74.
Солдаты, как и их предшественники - стрельцы, находились на монастырском денежном и натуральном довольствии. С конца 30-х годов XVIII века при расчете с солдатами монастырь стал пользоваться удвоенной 8-пудовой (в 8 четвериков) казенной четвертью. Каждый солдат получал за год 3 рубля денег, 4 четверти и 4 четверика хлеба. Выплачивалось жалованье два раза в год (1 сентября и 1 марта), а иногда по третям года. Как и стрельцы, солдаты имели в береговых крепостях дома, участки земли, свое подсобное хозяйство***
*** Личный состав монастырского войска пополнялся и обновлялся исключительно за счет естественного прироста. Дети солдат зачислялись на места больных, престарелых или умерших отцов. Позднее этот принцип будет положен в основу комплектования печально знаменитых военных поселений.
До 7 лет солдатские дети находились в семье на иждивении родителей. С 7, а иногда с 9-12 лет солдатские дети\ мужского пола обучались в монастыре или в прибрежных крепостях российской грамоте, чтению, нотному пению, письму 1Ш, различным ремесленным специальностям - иконописному художеству, чеботному, канатному мастерству, столярному, медному, печатному делу, словом, готовились в солдаты и рассматривались начальством как резерв для пополнения и омоложения отряда.
В период учебы дети получали от монастыря содержание, размер которого устанавливался архимандритом: обычно жалованье "половинное против одного солдата". Выдавалось оно "до совершенного их возраста и до выучки" родителям или членам семьи по "верющему письму".
С 15-16 до 20-23 лет солдатские дети зачислялись на высвобождающиеся места в действительные монастырские солдаты. Поступление в солдаты оформлялось таким же путем, как и исключение из войска. Солдатский сын подавал заявление на имя архимандрита с просьбой определить его в солдаты и назначить полный паек. Десятки таких прошений можно найти в архивных делах.*** http://www.ivki.ru/kapustin/town/solovki09.htm
Простите. Отвечать на все достаточно долго. А на "бла-бла-бла" - вообще не умею - типа не на что.
Прервусь.
Re: Я понимаю, - Дм. Ниткин16.08.2006 11:01:03 (58, 5785 b)