От Pokrovsky~stanislav
К Дм. Ниткин
Дата 15.08.2006 21:11:46
Рубрики Прочее; Крах СССР; История;

Re: Я понимаю,



>>По царскому указу около 1550 года вотчины, переданные монастырям нельзя было выкупать иначе, как если это было предусмотрено завещанием. Если же такой выкуп осуществлялся, то землю забирал под себя царь.

>Вы сами-то поняли, что написали, и что хотели сказать?

Я вполне знаю, о чем говорил:

***В приговоре своем Стоглавый Собор постановил: а) впредь без доклада царю вотчин святителям и монастырям не покупать и никому им не продавать, иначе проданные вотчины будут отобраны на государя безденежно — это дополнение к тому, что сказано в Стоглаве; б) вотчин, пожертвованных в монастыри, никому обратно не выкупать, за исключением случаев, когда сами вкладчики напишут в завещании, что их потомки имеют выкупить те вотчины***

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=18858

>А вот реальность:

Все отдельные меры завершились приговором церковного собора с участием бояр 15 января 1580 г. Было постановлено: архиереям и монастырям вотчин у служилых людей не покупать, в заклад и по душе не брать и никакими способами своих владений не увеличивать; ветчины, купленные или взятые в заклад у служилых людей архиереями и монастырями до этого приговора, отобрать на государя, который за них заплатит или нет - его воля. Вот все, чего могло или умело добиться от духовенства московское правительство XVI в. в деле о церковных вотчинах."

Альтернативная реальность ОТНОСИТЕЛЬНО 1580 года выглядит так:

***В 1580 году, по случаю сильного истощения государства от войн, был опять созван собор o монастырских вотчинах; на нем положено: села, завещанные монастырям на помин души, отдавать обратно родственникам завещателя с тем, чтобы последние вознаграждали за то монастырь деньгами по цене завещанных сел; если у завещателя вовсе нет родни, монастырям отдавать эти села на государя с вознаграждением за них из казны. ***
http://www.pravoslavie.by/catal.asp?id=8862&Session=10

Как видите. Интерпретируется этот вопрос как-то уж совсем по-разному.
У Вас - интерпертация Ключевского, отражавшая отношение власти Российской империи к монастырским вотчинам, характерное для его времени.

>
>Монастырь? Вел от имени царя переговоры? Что за чушь?

И даже не от имени царя, которого иной раз не было(1611), но и от имени Русской земли. Цитату я приводил.

>
>Какие, трах-тибидох, в монастыре ремесла? Ремесла - в посаде, вокруг монастыря!

Где как. Первоначально - в самих монастырях. Потом, по мере развития монастырей - ремесла перходили к работавшим на монастыри ремесленникам из посада.
Кстати, художественная вышивка знамен, царских одеяний, -тоже ремесло, которым благополучно занимались монахини.

>>А сбыт? - Монастырь делал те дела, которые ему поручены. Добывал руду, ковал железо. Ковал ядра для царя - и отправлял их в Москву.
>
>В каком монастыре ядра лили? Где руду добывали? Кто железо ковал? Конкретно!

***Ежегодно русские монастыри и литейные дворы продавали туда сотни пушек, тысячи мушкетов, холодное оружие. Источник - вот вам цитата из \"Энциклопедии вооружений\": \"Интересно, что производителями артиллерийских орудий в XVI-XVII веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри. К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозерском монастыре.***

>>При монастырях служили и были на довольствии монастырей воинские люди.

С конца XVII века правительство постепенно ликвидирует стрелецкие полки, просуществовавшие без малого полтораста лет, и заменяет их солдатскими формированиями.
В начале XVIII века солдаты сменили стрельцов в Соловецком монастыре. После окончания Северной войны численный состав солдат, состоявших на монастырской службе, уменьшился и колебался в разные годы до реформы 1764 года от 50 до 75 человек, а с детьми мужского пола старше семилетнего возраста доходил до сотни', временами даже переваливал через нее. В 1725 году при Сумском остроге и Кемском городке числилось 50 солдат, в 1747 г.- 62, в 1757 г.- 74.
Солдаты, как и их предшественники - стрельцы, находились на монастырском денежном и натуральном довольствии. С конца 30-х годов XVIII века при расчете с солдатами монастырь стал пользоваться удвоенной 8-пудовой (в 8 четвериков) казенной четвертью. Каждый солдат получал за год 3 рубля денег, 4 четверти и 4 четверика хлеба. Выплачивалось жалованье два раза в год (1 сентября и 1 марта), а иногда по третям года. Как и стрельцы, солдаты имели в береговых крепостях дома, участки земли, свое подсобное хозяйство***
*** Личный состав монастырского войска пополнялся и обновлялся исключительно за счет естественного прироста. Дети солдат зачислялись на места больных, престарелых или умерших отцов. Позднее этот принцип будет положен в основу комплектования печально знаменитых военных поселений.
До 7 лет солдатские дети находились в семье на иждивении родителей. С 7, а иногда с 9-12 лет солдатские дети\ мужского пола обучались в монастыре или в прибрежных крепостях российской грамоте, чтению, нотному пению, письму 1Ш, различным ремесленным специальностям - иконописному художеству, чеботному, канатному мастерству, столярному, медному, печатному делу, словом, готовились в солдаты и рассматривались начальством как резерв для пополнения и омоложения отряда.
В период учебы дети получали от монастыря содержание, размер которого устанавливался архимандритом: обычно жалованье "половинное против одного солдата". Выдавалось оно "до совершенного их возраста и до выучки" родителям или членам семьи по "верющему письму".
С 15-16 до 20-23 лет солдатские дети зачислялись на высвобождающиеся места в действительные монастырские солдаты. Поступление в солдаты оформлялось таким же путем, как и исключение из войска. Солдатский сын подавал заявление на имя архимандрита с просьбой определить его в солдаты и назначить полный паек. Десятки таких прошений можно найти в архивных делах.***
http://www.ivki.ru/kapustin/town/solovki09.htm

Простите. Отвечать на все достаточно долго. А на "бла-бла-бла" - вообще не умею - типа не на что.
Прервусь.


От Дм. Ниткин
К Pokrovsky~stanislav (15.08.2006 21:11:46)
Дата 16.08.2006 11:01:03

Re: Я понимаю,


>Альтернативная реальность ОТНОСИТЕЛЬНО 1580 года выглядит так:

>***В 1580 году, по случаю сильного истощения государства от войн, был опять созван собор o монастырских вотчинах; на нем положено: села, завещанные монастырям на помин души, отдавать обратно родственникам завещателя с тем, чтобы последние вознаграждали за то монастырь деньгами по цене завещанных сел; если у завещателя вовсе нет родни, монастырям отдавать эти села на государя с вознаграждением за них из казны. ***
>
http://www.pravoslavie.by/catal.asp?id=8862&Session=10

>Как видите. Интерпретируется этот вопрос как-то уж совсем по-разному.
>У Вас - интерпертация Ключевского, отражавшая отношение власти Российской империи к монастырским вотчинам, характерное для его времени.

А чего гадать? Вот подлинный текст:

"...да елико есть земель и земляных угодей, елико недвижимых вещей, еже есть села и деревни, и пожни и сеножати, что до сего даная и возложеная Богови в митрополие, и в епискупиях и по монастырем, да ничто же претваряетця, и из митропольи, и из епискупий и из манастырей не изходит, и вотчины никоторым судом ни тяжею у митрополита, и у владык и у манастыря не емлют и не выкупают, хотя которое место и не утверждено крепостьми, и того у манастыря не выкупити, и вперед с манастыри о вотчинах не тягатися. А от сего дни вперед, з генваря пятого надесять дня вотчинником вотчин своих по душам не давати, а давати за них в манастыри денги, которое село чего судит. А село имати вотчинником, хотя кто и далеко в роду: а будет у кого роду не будет ни дальнего, и та вотчина имать на государя, а денги за нее платити ис казны. А митрополиту, и владыкам и манастырем земель не покупати, и закладней не держат и. А хто после сего уложенъя купит землю, или закладня учнет за собою держати, и те земли имати на государя безденежно. А которые ныне закладни за митрополитом и за владыками и за монастыри, и те земли поимати на государя ж, а в денгах ведает Бог да государь, как своих богомолцев пожалует. А которые вотчины княженецкие даваны преж сего, и в тех волен Бог да государь, как своих богомолцов пожалует. А вперед княженецких вотчин не имати, а хто возмет без государского ведома, и те вотчины взяты на государя безденежно. А которые покупили княженецкия вотчины, а те вотчины взяти на государя, а в денгах ведает Бог да государь, как своих богомолцов пожалует. А вперед митрополиту, и владыкам и манастырем земель не прибавливати никоторыми делы, жити им на тех землях, что ныне за ними. А которое место убогое, земли будет мало, или не будет, и он бьет челом государю, и государь с митрополитом соборне и з бояры приговоря, и устроят тот манастырь землею, как будет пригоже, как бы ему мочно прожити."

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=6158

Перевод нужен? Или и так все понятно?

>>Монастырь? Вел от имени царя переговоры? Что за чушь?
>И даже не от имени царя, которого иной раз не было(1611), но и от имени Русской земли. Цитату я приводил.

Цитата - не более чем пересказ "интервью", которое кто-то брал у игумна Соловецкого монастыря. Он излагает свое мнение, а говорить от имени государства и не пытается. Тем более непонятен статус его собеседника.

>>Какие, трах-тибидох, в монастыре ремесла? Ремесла - в посаде, вокруг монастыря!
>Где как. Первоначально - в самих монастырях. Потом, по мере развития монастырей - ремесла перходили к работавшим на монастыри ремесленникам из посада.
>Кстати, художественная вышивка знамен, царских одеяний, -тоже ремесло, которым благополучно занимались монахини.

И что, художественная вышивка царских одеяний занимала большую долю в экономике Руси? Есть о чем говорить?

>>>А сбыт? - Монастырь делал те дела, которые ему поручены. Добывал руду, ковал железо. Ковал ядра для царя - и отправлял их в Москву.
>>
>>В каком монастыре ядра лили? Где руду добывали? Кто железо ковал? Конкретно!
>
>***Ежегодно русские монастыри и литейные дворы продавали туда сотни пушек, тысячи мушкетов, холодное оружие. Источник - вот вам цитата из \"Энциклопедии вооружений\": \"Интересно, что производителями артиллерийских орудий в XVI-XVII веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри. К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозерском монастыре.***

Цитата Ваша - не из "Энциклопедии вооружений", а из пакета многократно оттиражированного псевдопатриотического бреда. Внимания не заслуживает. В Кириллово-Белозерском монастыре я был, о существовании там пушечного литья никто из экскурсоводов не упоминал. Единственное косвенное свидетельство относится к Смутному времени: "При монастыре была и своя кузница, где трудились до полутора десятков оружейников-кузнецов и молотобойцев. Было организованно даже собственное литье пушек. «В описи монастырского оружия упомянуты небольшие медные пушки «домашнего дела: «Полкан», «Задора», «Утинок», «Кез», «Порывай»»". http://www.voskres.ru/army/library/fleetpr112_printed.htm

То есть, никаких свидетельств нет, кроме упоминания в описи о нескольких пушках "домашнего дела", что можно понимать по-разному. И уж подавно ни слова нет о "сотнях пушек"

>>>При монастырях служили и были на довольствии монастырей воинские люди.
>
>Солдаты, как и их предшественники - стрельцы, находились на монастырском денежном и натуральном довольствии.

Спасибо, этот вопрос снимаю.