От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Artur
Дата 19.08.2006 20:42:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Крах СССР; История; Версия для печати

Спасибо! Теперь немного цифр.

Оценка численности монастырской собственности - весьма непростая.
Тем не менее, она существует, к сожалению, в реферате, но методика расчета там приведена:

http://www.2devochki.ru/5/10117/1.html

***тогда общая численность крепостных крестьян духовенства в конце XVII в. составит 1,4 млн. человек, или 16% крепостных крестьян в России и 13% всего ее населения.****


Обратим внимание, что это оценка КОНЦА 17 века. Которая дает заниженную долю монастырской собственности в России по следующим причинам:

1) в состав России вошли хорошо населенные земли на Западе и на Юго-Западе - из состава Речи Посполитой. Это - Смоленщина, Брянщина, Слободская Украина, в которых сколько-нибудь значимой монастырской собственности не было.
2) Быстрое развитие населения России происходило за счет продвижения на Юг - в Дикое поле. Здесь устанавливалось преимущественное дворянское крепостничество: землями и крестьянами наделяли царских служилых людей.
3) К концу 17 века уже начался процесс секуляризации монастырской собственности. Приблизительно с середины 17 века фиксвируется отторжение владений Соловецкого монастыря. К концу же 17 века оказались закрыты до 300 монастырей. Причины особо не афишируются. Но они вполне очевидны. Тот же Соловецкий монастырь выступил против никоновской реформы, восстание было подавлено правительственными войсками. Можно не сомневаться, что таких "несогласных" было довольно много.

Таким образом, события второй половины 17 века снизили долю крестьян, находившихся в крепостной зависимости от монастырей и наоборот увеличили долю царских и помещичьих крепостных.

Дадим еще одну оценку, связанную с переписью собственности 476 монастырей:
***В 1661/62 г. еще раз была проведена перепись крестьянских дворов, расположенных на монастырских землях; однако нужно заметить, что в Монастырском приказе перепись делалась по сведениям, которые давали сами монастырские власти, не исключено, что в действительности число крестьянских дворов было несколько выше, но монастыри утаивали часть дворов. По этой переписи 476 монастырей владели землей с 87907 крестьянскими дворами[491], а в 1696 г. на монастырской земле было 102476 дворов[492]. Если считать, что на каждый двор приходилось четверо взрослых трудоспособных мужчин — раздела дворов крестьяне всегда избегали из-за податей,— то окажется, что на монастырских землях занято было больше полумиллиона одних только мужчин, а вместе с женщинами и детьми, по крайней мере, еще полмиллиона душ[493].***
http://www.sedmitza.ru/index.html?did=26085

Для доли в экономике существенна еще одна составляющая. Свободные торговцы и ремесленники, работавшие по найму при монастырях.
***Например, у Прилуцкого монастыря в 1543 г. было «2 села, а дворов в них непашенных торговых и мастеровых людей 139 дворов»;16 в 1543 г. в Твери в слободе Отроча монастыря было 119 дворов, из них 77 дворов ремесленников. ***
http://www.rusarch.ru/kolchin1.htm
Как видим, число непашенных - ремесленных и торговых - дворов могло быть заметно больше половины от всего, что населяло монастырские земли и участвовало в экономике, организованной монастырями. Причем отмечается наем монастырскими ремесленниками еще и подсобной рабочей силы из свободных людей-казаков:
***Так, в XVII в. в Кирилло-Белозерском монастыре кожевники нанимали "дуб толчи" или мять кожи (плата "от кож от мятья 6 алт. 1 деньга", "от 10 кож от мятья дано наймы казакам 3 алт. 2 деньги")220 , а суконники нанимали топтать сукна ("казак топтал сукна — 7 алтын", "Рыжку от сукон от топтанья — 4 алт. 1 деньга")***
***в 1567 г. казначей Кирило-Белозерского монастыря записал, что «Ширяю котельнику да сыну его дал от дела большого котла 4 р. да у них делали два казака наемные дал им найма 15 алт.».***

Но и это не все. Кроме прикрепленных или вольнонаемных работников, при монастырях огромные объемы работ выполняли т.н. ТРУДНИКИ - люди, добровольно и бесплатно оказывавшие помощь монастырям в работах.

Ну и еще одна любопытная категория - монастырские детеныши:
****Детеныши — это одна из самых любопытных категорий лиц, живших на монастырских землях; несмотря на то, что эта категория часто упоминается в монастырских документах, у нее не было четко очерченных границ. В исторической литературе нет отчетливой характеристики этой группы лиц, в ней не прослежено ни ее возникновение, ни история ее становления[526]. Неясность происходит оттого, что в документах о детенышах говорится по-разному: то они фигурируют в одном ряду с монастырскими слугами, и значит, выполняют такие же работы для монастыря, как и слуги, то детеныши оказываются крестьянами, работающими на земле; жили они и внутри монастырских стен, и в монастырских слободах, иногда у них были даже свои дворы в монастырских деревнях; работали они и как ремесленники — можно сказать, во 2-й половине XVII в. они заняты были почти во всех отраслях монастырского хозяйства[527]. Источники упоминают монастырских детенышей с середины XVI столетия[528], их появление и рост их числа можно связать с увеличением размеров собственных монастырских запашек[529]. С одной стороны, это были взрослые люди, обедневшие крестьяне и бобыли; они обрабатывали монастырские поля, косили, были рыболовами. Благодаря денежным вспомоществованиям от монастырей они обзаводились собственными дворами или получали запустелые дворы беглых и задолжавших крестьян. Как и монахи, детеныши освобождались от податей и оброков[530], свою повинность монастырю они исполняли работой. С другой стороны, б€ольшая часть детенышей (особенно в XVII в.) происходила из сирот или детей монастырских крестьян и бобылей. Так, в 1636 г. у Соловецкого монастыря был настоящий сиротский дом, в котором жило около 300 детей, выполнявших легкие монастырские работы: в огороде, на монастырской кухне и т. п.— что вызвало особое послание царя игумену монастыря, в котором он потребовал строгого надзора над сиротами, во избежание бесчинств, а также постройки для этих детенышей особого дома вне монастырских стен[531]. Крестьяне, и в особенности бобыли, с радостью отдавали своих детей-мальчиков в монастырь. Вначале они выполняли легкую работу, как в Соловецком монастыре, потом женились на крестьянских девушках, обзаводились собственными дворами, работали на монастырских полях, но в монастырских документах они продолжали числиться монастырскими детенышами — по традиции и по фискальным соображениям. В XVII в. мы обнаруживаем уже договоры (в этом случае они обычно назывались не порядной, а жилецкой записью) между монастырем и его взрослыми детенышами, в договорах перечислялись взаимные обязанности сторон[532]. В писцовых книгах XVII в. содержится много сведений об этой группе лиц, зависимых от монастырей, и о дворах детенышей[533].***

Как видим, это значительная трудовая армия, не учтенная с точки зрения налогов - нигде. Т.е. народ есть, работает, женится и рожает детей, а в число податных крестьян не входит. Типа - сирота казанская.
И трудники, помогавшие монастырям из соображений религиозных, из соображений научиться ремеслам, из соображений подготовки к переходу в монашество, и монастырские детеныши, - суть специфически монастырские явления, не имевшие аналогов в миру. И обеспечивавшие существенную долю трудовых ресурсов монастырей.

Какую?
***В Иосифовом монастыре было больше 100 таких ремесленников, из них 37 детенышей[534]. В 1628–1629 гг. ярославскому Спасскому монастырю принадлежало 27 дворов, в которых жили и работали на монастырь 27 ремесленников. В слободе можно было насчитать 194 двора, в которых опять-таки жили монастырские ремесленники, из которых 25 были детенышами, они изготовляли почти все потребное монастырю и его имениям ***

12-37% от числа только ремесленников.

А еще была категория монастырских слуг:
***Монастырские слуги уже давно использовались в монастырях и монастырском хозяйстве[524]. Они исполняли разного рода работы в монастыре, были конюхами, пастухами, сторожами, рыболовами, бортниками, ремесленниками и т. д. По мере увеличения территории монастыря, в связи со строительством новых пристроек, зданий, конюшен, амбаров и т. д., росло и число монастырских слуг. Они получали от монастыря жилье, одежду и продовольствие, частично также и денежное вознаграждение, обычно в виде подарков к Рождеству, Пасхе, Троице или в день святых апостолов Петра и Павла. Эта группа людей состояла из обедневших крестьян, которые уже не могли и не хотели обрабатывать свои земельные наделы, из слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII в. монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись***

Даже сама по себе цифра 13% населения в крепостной зависимости монастырей - уже весома. А учет всех коррекций позволяет ожидать до 30-50% населения, участвующего в монастырской экономике. В том числе и часть помещичьего крестьянство. Которое летом обрабатывает свою и дворянскую землю, а всю зиму трудится на монастырь. Причем добровольно.

Существование и высокая доля наемных работников, монастырских слуг, монастырских детенышей, трудников - показывает, насколько далека от истины оценка монастырской экономики как обычной феодальной.