По большому счёту вы правы, но необходимо уточнение.
> После тех "преобразований сознания" - крутить мозги стало много проще.
Небывалую ранее возможность "крутить мозги" обеспечили, строго говоря, всего
два явления:
1. Всеохватная индустриальная система образования детей, обеспечившая то,
что Мирон назвал
"горизонтальной передачей культуры".
2. Средства массовой информации. Этот инструмент - мультипликатор
воздействия. _Без него тоже получается_, но с ним быстрее и масштабнее.
Предпосылкой к [1] послужило специфическое усложнение общества, порождившее
развитое разделение труда (принципиальное следствие - семья больше не может
гарантированно дать ребёнку то, что от него потребуется данным обществом). И
без [1] такое общество просто неспособно существовать (по крайней мере,
никто пока не знает способа).
Культуру нельзя уничтожить иначе, как уничтожив её носителей.
Но этого уже и не требуется по большому счёту: теперь можно эффективно,
массово и быстро _создавать_ сознание _детей_ этих самых носителей культуры,
не давая должным образом совершаться "вертикальной передаче культуры".
Таких возможностей не было ещё в начале прошлого века. Теперь, увы, есть.
И основное воздействие, например, СМИ, рассчитано и идёт не на нынешних
взрослых (да пусть себе смотрят мужики-таксисты МУЗ-ТВ в обеденный перерыв -
их это _кардинально не изменит_, а если что с ними получается - это
необязательный бонус, не цель, а побочный полезный результат). Основное
воздействие - на детей. Особенно нагляден результат при сравнение по
возрастам. Чем младше - тем больше хочется плакать, глядя на них.
А экспериментальный завершённый результат технологии имеется. Те же США: а)
тамошние негры (сравните с их прадедушками), б) вся тамошняя молодёжь (уже
второе поколение).
Само по себе описанное в (1, 2) положение дел не обязательно приводит к
тому, что мы имеем сейчас у нас и вообще в мире, но такое общество, попав в
руки людей со специфическим мировоззрением, движется к тому, что описано в
Апокалипсисе, как по накатанным рельсам.