От Владимир К.
К А.Б.
Дата 26.12.2005 05:01:50
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Компромисс;

По большому счёту вы правы, но необходимо уточнение.

> После тех "преобразований сознания" - крутить мозги стало много проще.

Небывалую ранее возможность "крутить мозги" обеспечили, строго говоря, всего
два явления:
1. Всеохватная индустриальная система образования детей, обеспечившая то,
что Мирон назвал
"горизонтальной передачей культуры".
2. Средства массовой информации. Этот инструмент - мультипликатор
воздействия. _Без него тоже получается_, но с ним быстрее и масштабнее.

Предпосылкой к [1] послужило специфическое усложнение общества, порождившее
развитое разделение труда (принципиальное следствие - семья больше не может
гарантированно дать ребёнку то, что от него потребуется данным обществом). И
без [1] такое общество просто неспособно существовать (по крайней мере,
никто пока не знает способа).

Культуру нельзя уничтожить иначе, как уничтожив её носителей.
Но этого уже и не требуется по большому счёту: теперь можно эффективно,
массово и быстро _создавать_ сознание _детей_ этих самых носителей культуры,
не давая должным образом совершаться "вертикальной передаче культуры".
Таких возможностей не было ещё в начале прошлого века. Теперь, увы, есть.

И основное воздействие, например, СМИ, рассчитано и идёт не на нынешних
взрослых (да пусть себе смотрят мужики-таксисты МУЗ-ТВ в обеденный перерыв -
их это _кардинально не изменит_, а если что с ними получается - это
необязательный бонус, не цель, а побочный полезный результат). Основное
воздействие - на детей. Особенно нагляден результат при сравнение по
возрастам. Чем младше - тем больше хочется плакать, глядя на них.

А экспериментальный завершённый результат технологии имеется. Те же США: а)
тамошние негры (сравните с их прадедушками), б) вся тамошняя молодёжь (уже
второе поколение).

Само по себе описанное в (1, 2) положение дел не обязательно приводит к
тому, что мы имеем сейчас у нас и вообще в мире, но такое общество, попав в
руки людей со специфическим мировоззрением, движется к тому, что описано в
Апокалипсисе, как по накатанным рельсам.



От А.Б.
К Владимир К. (26.12.2005 05:01:50)
Дата 26.12.2005 14:18:53

Re: Наверное, и не одно...

>Небывалую ранее возможность "крутить мозги" обеспечили, строго говоря, всего
>два явления:
>1. Всеохватная индустриальная система образования детей, обеспечившая то, что Мирон назвал "горизонтальной передачей культуры".

Не совсем так. "Перенос упора" в воспитании из семьи в "школы" - вот одна часть причины, вторая часть - был вбит "клин" меж "отцами-дедами" и "молодым и новым" поколением.

>2. Средства массовой информации.

Не работают во вред, пока не разрушена самостоятельность мышления и порог "критического восприятия" не опущен ниже плинтуса :)

То есть - это на "постэффектах" уже работа.

>Культуру нельзя уничтожить иначе, как уничтожив её носителей.

:) Можно - и не уничтожая "носителей". Все эти "поп-масс" - тому пример.



От Владимир К.
К А.Б. (26.12.2005 14:18:53)
Дата 26.12.2005 18:43:22

А это уже вы мои выкладки детализуете. :-)

> Не совсем так. "Перенос упора" в воспитании из семьи в "школы" - вот одна
часть причины...

Это я привёл в явном виде. И обозначил в общих чертах (только в общих),
почему так вышло.

>... вторая часть - был вбит "клин" меж "отцами-дедами" и "молодым и новым"
поколением.

А вот это вы очень кстати выделили. Я вышеприведённое считаю одним из
ключевых элементов технологии. Но в сообщении пока не посчитал нужным
детализировать. Ну, раз вы отметили - подтверждаю, да.

> >2. Средства массовой информации.

> Не работают во вред, пока не разрушена самостоятельность мышления и порог
"критического восприятия" не опущен ниже плинтуса :)

Есть предположение, что это в норме обратимо. Из чего был и вывод. Хотя,
конечно, люди без мировоззренческого "якоря" - даже в "благополучном"
состоянии постоянный источник тревоги (мягко сказано).

> То есть - это на "постэффектах" уже работа.

Да.

>> Культуру нельзя уничтожить иначе, как уничтожив её носителей.

> :) Можно - и не уничтожая "носителей". Все эти "поп-масс" - тому пример.

Судя по всему, мы с вами говорим здесь о несколько разных явлениях (т.е. я
не соглашаюсь с вашим суждением). Ну, да это в контексте главной обсуждаемой
здесь проблемы непринципиально.