От Павел Чайлик Ответить на сообщение
К C.КАРА-МУРЗА Ответить по почте
Дата 14.05.2007 15:00:59 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Доробатывая напильником.

Если существует некоторая солидарная (солидаристская) доктрина или хотя бы интуитивная устремленность, то, наверное, в своей практической деятельности на форуме она могла бы (мне лично кажется что так было бы лучше) выражаться в поиске дисскурса, органически разрешающего в себе противоречия непримиримых сторон, не эклектически (собирая всякие демагогические вкусности), а именно органически.

И именно этим интересен форум, что позволяет, ведя обсуждения "на котороткой ноге" (главное что бы ногами друг друга не пинали), находить хотя бы взаимопонимание, если не единодушие. Наводить мосты в разуме и чувствах связывающие общество.

Возвращаясь к поднятой мной изначально (у меня уже двойственные чувства по отношению к идее инициировать это обсуждение) теме "ответственности церкви за собственный социальный проект" хочу внести ряд разъяснений.

1. Конечно же, в полемическом запале сознание проскакивает ту тонкую грань, которая разделяет понятия ответственности и вины. Оппонентам приписывают "наезд", которого, быть может, и не было вовсе. Так что снова вернусь к ответственности. Первое, и главное - говоря об ответственности, говорю об осознании реальности, как последствия собственных поступков. Как нравственность - действенный инструмент лишь как средство наложения системы координат на собственную личность (а не на соседа), так и ответственность действует лишь здесь и сейчас.

2. Собирание "дисскурса" необходимо начинать именно с осознания ответственности в описанном выше смысле. И одним из элементов такой ответственности является ответственное ведение дискуссии. Раз церковь - исторически "главный член в разложении" "российской функции", то с этой позиции его и надо рассматривать. Т.е. если он главный, то он ответственный (опять же не путать с "виновный", т.е. не торопиться с эмоциональной оценкой и указывать особо эмоциональным на это). А нет, так нет.
Иначе невозможно получить адекватный реальности дисскурс.

3. Почему ув.-е Scavenger и Владимир К. так настаивают на недопустимости обсуждения ответственности церкви и рассмотрения ее как социального института? Надеюсь, что я ошибаюсь. Надеюсь, что я просто неправильно их понял. Вы ведете полемику и боитесь совершать шаги, косвенно "льющие воду на мельницы" ваших оппонентов? Потому ни в коем случае нельзя обсуждать эту ответственность? Или, можеть быть, поправки, указанные мной в п.1 послужат для одних компромисом, а для других некоей индульгенцией для столь тяжкого греха?

Теперь попробую выразить собственную мысль. Надеюсь, что от меня не потребуют к каждому предложению приписывать ИМХО? Иначе придется сменить имя на это самое ИМХО в качестве уже собственной индульгенции.

А мысль эта касается, к сожалению, темы не очень приятной, а именно попытки понять причину той позиции, в которой находятся условно "защитники" православия. На мой взгляд, отстаивание разделенности внутри самой церкви функций "индивидуального" и "общественного", высшего и обыденно, "кесарева" и "богова" есть результат консервации православного дисскурса, потеря им экзистенциального напряжения, творческого наполнения. Т.е. все это лишь следствия необходимости отстаивать позицию, которую с трудом можно назвать защитой интересов верующих людей и их идеалов. Все это лишь следование линии саморазрушения (профанации). Все равно придется констатировать несоответствие сознания рядового члена общества христианскому набору понятий, которое (это несоответствие) и выражается в таких явлениях и понятиях как "традиция", "духовность" и пр.

Вот, в субботу был на концерте Горана Брэговича (наверное это можно назвать балканским этно-джазом). В очередной раз уловил эти нотки "весело о грустном", которыми пропитана вся балканская народная музыка от Сербии до Молдавии. Так сжала эти народы пружина многовекового турецкого владычества, что сами эти народности сохранили свою культуру в виде воспроизводства этой линии страдания, отчаяния и пробивающуюся сквозь все это жажду жизни.

Так и православие, воспроизводит уже лишь собственное неадекватное описание реальности. Уже сама эта неадекватность стала культурной ценностью, родившей целые культурные явления и понятия с ними связанные и их описывающие.

Давайте подумаем что мы воспроизводим?
Не собственное ли саморазрушение?

Т.е. давайте хотя бы попробуем рассмотреть эти явления ни как антагонизмы, а как аспекты единного по сути существования человека и общества. Я не считаю, что такое рассмотрение даст какой-то большой эффект, но оно позволит хотя бы начать обсуждение других вопросов в преемлемых терменах, снизит (я еще надеюсь) накал и позволит направить энергию на что-нибудь более полезное.