От Михайлов А. Ответить на сообщение
К IGA
Дата 05.04.2006 23:15:07 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Re: Поспорим.

>>>>>Читал "сумеречный дозор" (давно). Больше всего в глаза бросилась ненавязчивая реклама комплекса "Алые паруса".
>>>>В одной квартире нет сортира, а в другой душа – это реклама такая?
>>>"Ругают, хвалят - главное, упоминают".
>>Вот только у большинства читателей никогда не будет денег, чтобы купить в «Алых парусах» квартиру – зачем тратиться на рекламу, которая не окупиться платежеспособным спросом.
>
>Спам тоже принимают близко к кошельку не более 1-2% людей. Но он дёшов и массов, а значит выгоден. Думаю, product placement в книгах обходится в среднем дешевле чем рекламный щит у дороги.

Ну над такого рода рекламой Лукьяненко славно поиздевался в «Черновике», а что касается спама и «Алых парусов» - спам раздражает, но разве раздражает, то что действие просходт в «алых парусах»? Не больше, чем то что в «Ночном дозоре» действие вертится вокруг «спичечного коробка на ножках».

>>>>>В коммунистических же убеждениях, допустим, роман меня не укрепил почему-то.
>>>>«Сумеречный дозор» довольно пессимистичен, даже на фоне остального творчества Лукьяненко (за исключением разве что «Осенних визитов»), которое пессимистично по свей природе, поскольку представляет проблематику проекта (СССР1), находящегося на нисходящей стадии развития, и «Сумеречный дозор» написан в момент окончательного нисхождения старого проекта,
>>>??? 2004 год - СССР уже 13 лет как нет.
>>СССР и после 1991 года продолжал существовать, но «подбарьерно»
>
>Ясно.

>> продолжали существовать (постепенно разрушаясь) оставшиеся от социализма производительные силы, ряд социалистических институтов
>
>А как же "закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил" ( http://encycl.yandex.ru/art.xml?art=bse/00073/16800.htm ) ? Разве не противоречит ему то, что "социалистические производительные силы" (базис) не привели в соответствие с собой "надстройку" ? И как согласуется уничтожение капитализмом очевидно прогрессивных производительных сил с тем, что "Характерной чертой антагонистических формаций в период их разложения является опережение производительными силами производственных отношений...".


Всё нормально согласуется – задайте себе вопрос – что будет если развитые ПС поместить в рамку примитивных ПО?
А вот что будет:
«Вообще то производительные силы – это набор процессов присвоенных обществом. Основной процесс присвоенный обществом это процесс труда. Как мы помним «сами машины и способ эксплуатации машин – это не одно и тоже». Поэтому не корректно говорить об уровне развития ПС как об уровне развития техники. Уровень ПС – это тип субъект-объектных отношений (ПО – субъект–субъектные отношения).Для пояснения приведу такой пример. Допустим мы на определенном этапе коммунизма научились изготовлять самовоспроизводящихся роботов, которые умеют производить пищу, и сбросили этих роботов на планету к дикарям которые живут в общинном способе производства. Как эти дикари будут наших роботов использовать? Очень просто – как животных (а если вспомнить определение жизни, то самовоспроизводящаяся техническая система суть искусственное животное). То есть они будут использовать очень продвинутую технику примитивным способом. Поэтому реальные ПС не изменятся при такой смене техноценоза. Смена ПС произошла бы если бы эти дикари научились этих роботов расширенно воспроизводить, т.е. перепрограммировать их и т.д. Поэтому уровень феодальных ПС выше (тип труда более развит) , чем уровень рабовладельческих или азиатских ПС, хотя техника может быть примитивнее. Кстати, современный средневековой Европе Китай видимо был даже не феодальным а абсолютистским, т.к. короткий период феодализма был в Китае в период троецарствия (см. Л.Н.Гумилев «Хунны в Китае»).» ( https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/113/113903.htm)


Применительно к современной ситуации в России вопрос обсуждался в этой дискуссии с И.Л.П. здесь - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/146/146940.htm (первое сообщение, где поднята тема)
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/146/146947.htm (самое важное сообщение)
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/148/148592.htm (продолжение)
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/148/148597.htm
- как раз рассмотрена модель постепенной деградации производительных сил социализма (точнее их частей – ведь самый главный блок – система планирования и централизованного управления экономикой был уничтожен и всё остальное без него медленно разлагается) в окружении капиталистических ПО.

>> Теперь проведем параллель между реальностью и её литературным отражением – в 90-х кажется что прогнившая власть вот-вот падет и можно будет снова вернуться на социалистические рельсы...
>
>Это параллель не с реальностью, а с чьими-то надеждами, имеющими отдалённое отношение к реальности. Вот например Тарасов ещё в 1995 г. отбросил подобные надежды, и обосновал свой отказ ( http://saint-juste.narod.ru/tutchev.htm ). Иначе говоря, предсказал, что пока "точка невозврата" не будет пройдена, революции не случится.

Правильно предсказал, потому то я и говорю что кажется (что прогнившая власть вот-вот падет…)

>>>>>> у него Свет тотален, а Тьма свободна (подробнее - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/162/162379.htm ), т.е. имеет место быть переигрывание старой битвы в пользу советского этического идеала,
>>>>>О диалектике света и тьмы (вернее, её отсутствии) в "дозоре"
>>>>Диалектика света и тьмы – это к манихеям.
>>>Угадали. Крылов - зороастрист ;)
>>Правда!?
>
>Смотрите сами:
>
> http://www.bozorgbazgasht.com/russia.html (Крылов - второй справа)

«Второй слева – товарищ Хрущев».:) – Крылов напоминает свинью, которую научили ходить на задних ногах. Квасного патриота легко узнать по толстой ряшке.

>Ещё в компании там Иван Титков (pyc_ivan), тоже русский националист.

А это что за личность?


>> И как же зороастризм Крылова сочетается с таким непременным атрибутом «рррусского патриота » как «вера православная»?
>
>Очевидно, нет такого обязательного атрибута. Впрочем, см. дискуссию:
> http://pyc-ivan.livejournal.com/124971.html
> http://holmogor.livejournal.com/1241253.html

Глядите-ка – нашу jescid зачислили в «добрые русские православные люди, патриотизм, русскость, смиренномудрие, трезвение и кротость хорошо известны в ЖЖ,» - как однако легко втереться в ряды русских националистов – достаточно начать травить одного из них.:)

> http://arkadiy-maler.livejournal.com/21294.html

Ну ладно, допустим, что зороастириец может быть русским националистом, в конце концов это внутренние проблемы русских националистов, но как быть с прозелитизмом?

>>>> Зато есть диалектика этики – Свет (читай коммунизм) тотален - устойчивая свободная полная самореализация каждого, неотчужденность человека от человека (неположительность инферно и отсутствие эксплуатации)
>>>Замечательно, но с чего Вы решили, что Свет у Лукьяненко - означает именно это?
>>Ну в общем то аргументы я уже приводил
>
>Либо я их не понял (извините за глупость), либо не заметил.

Так я же вам несколькораз объяснял в чем заключается диалектика этики у Лукьяненко. Ну можете еще сюда – https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/179341.htm заглянуть (это не про «Дозор», а про «Звездную тень»)

>> Свет это несомненно символ этики это этика долга перед людьми, который заключается в том чтобы своей заемной Силой нести людям Радость,
>
>Это Ваша интерпретация "символа". Для кого-то "Свет" - это "торжество демократии", например, или приобщение к истинной (зороастрийской) религии.

Так это текстом не обоснованно – иные выборы не устраивают и зороастрийских ртуалов не совершают. В то время как Антона постоянно волнует проблема как правльно поступить. Т.е. центральная проблема произведения это именно этика, а не что-нибудь другое. После того, как это выяснено остается только выяснить в чем состоит этика света и этика тьмы, ну а в чем заключаются эти этики я уже неоднократно писал.


>> которая здесь безусловно понимается в Ефремовском смысле, как творческое самораскрытие человека (ниже я говорю о музыке произведений Лукьяненко, а здесь скажу, что спектр понятий радости у Лукьяненко и Ефремова совпадает, но как вы понимаете, спектр характеризует все произведение целиком, а не его кусочек, так что цитаты бесполезны – у них то спектр как у δ-функции - белый)
>
>Переслегенщина?

Она самая.:)

>Пахнет наукой, я бы даже сказал, физикой и математикой. Но эти точные науки имеют дело с числами и уважают теорию размерностей. А в каких герцах/нанометрах Вы высчитали спектр "Спектра" или "Дозоров" ? И главное - как высчитали ? Обычно для получения спектра требуется фурье-преобразование. Над чем Вы его провели?

Вообще то переслегинская «распаковка смыслов» базируется на В.В. Налимове (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Micha/Nalimov.rar особенно приложения) - Налимов попытался сделать философию точной наукой, но я считаю, что об этом говорить пока рано и все эти «семантические спектры» пр.- не что иное как метафора гуманитарных проблем в языке физики – метафор эта представление явления познаваемого в данный момент мышлением в виде другого явления, мышлением уже познанного – так и здесь метафоры Налимова или Переслегина позволяют физики мыслить о гуманитарных проблемах, позволяют применять развитый аппарат физического мышления к менее развитым гуманитарным проблемам, позволяют осуществлять трансляцию методов.

>Пока же опишу более приземлённый и простой эксперимент. Если мы будем передавать по модему текст "Манифеста коммунистической партии" и какой-нибудь порнографический рассказ того же объёма, спектр "всего произведения", подслушанного в телефонной линии, окажется практически идентичным в обоих случаях.

Ну очевидно же что такой спектр не имеет никого отношения к семантическому спектру – с тем же успехом можно передать набор ноликов и единичек, сгенерированный физическим генератором случайных чисел, или случайный набор слов – количество информации то же, но смысла в этой информации нет никакой –так что семантический спектр "Манифеста коммунистической партии" и порнографического рассказа будет разный.

>> Ежели я Вас не убедил, то в таком случае расскажете, что же по Вашему мнению у Лукьяненко символизирует Свет?
>
>То же, что у программиста означают "0" и "1", а у спортивного комментатора "символы" "Динамо" и "Спартак". Игра "Динамо" не имеет никакого отношения к электрической динамо-машине, а игра "Спартака" - к восстанию Спартака. Это просто ярлыки, обозначающие две группы людей, играющих по каким-то правилам. Для программиста биты "0" и "1" - абстракция, позволяющая решать конкретные задачи, а вовсе не повод молиться на "этику единицы". В случае "Дозоров" задача - зрелищное (продаваемое) изображение конфликта. Практика показывает, что "бинарные оппозиции" продаются почему-то лучше, а желающих покупать билеты на матч одной команды мало.

Нет. Если бы речь шла об абстрактном противостоянии абстрактного «добра», абстрактному «злу», то это было бы тупое, лишенное «изюминки» произведение в стиле Перумова или еще каких-нибудь эпигонов Толкиена. Борьба двух чисто формально различных групп за ресурсы, па борьбы двух империалистических блоков за рынки сбыта не проходит – опровергается спором Антона и Эдгара (как раз за поеданием печена вепрева колена) – Эдгар как раз такую модель и предлагает – мол люди ресурсы, а наш конфликт это конфликт за ресурсу, просто одна сторона предпочитает интенсивную стратегию (светлые людей сберегают), а друга экстенсивную (темные расточительны), но для Антона такая модель не приемлема – «люди не ресурсы» - для светлого люди цель, а не средство. Так что противостояние Света и тьмы у Лукьяннко это аналог не противостояния империалистических блоков, а аналог холодной войны – противостояния качественно разных систем – социалистической (Свет) и империалистической (Тьма) – системы радикально отличаются внутренне ( империализм свою преферию эксплуатирует, социализм помогает ей развиваться вообще логика развтия систем крайне различна), но внешне крайне похожи - обе стороны плетут изощренные интриги друг против друга, шпионят друг за другом, устраивают локальные конфликты и т.д. – они объединены логикой противостояния, которая оказывается господствующей над обоими сторонами конфликта.


>Разумеется, какая-то команда может в каких-то условиях быть (или казаться) чем-то лучше или хуже, чем другая. Если команды совершенно одинаковы - это ведь совсем не интересно!

>Что эти команды означают в политическом плане? Легко догадаться. "Иные" - группы привелегированных (в том числе на дороге) людей. Это чиновники или буржуазия. Тот факт, что обычному человеку нельзя стать "иным", если он не "иной", символизирует относительную закрытость и кастовость этих групп в России начала XXI века (пресловутое "закрытие каналов вертикальной мобильности", о котором уже все уши прожужжали). Вероятно, одна команда - буржуазия, образованная переродившейся советской номенклатурой, а другая - буржуазия, родившаяся из уголовников и либеральной интеллигенции.

Про место интерпретации Крылова я уже говорил, здесь только добавлю два момента – Крылов (может на пару с Лукьяненко) на момент съемок фильма (а не на момент написания книги, особенно первых двух частей, которые более наполнены смыслом чем последующие две ( вообще на мой взгляд пик творчества Лукьяненко 1997-1999 – «Звездная тень» сильнее чем «Звезды – холодные игрушки», «Ночной дозор» оттачивает до предела проблематику «Звездной тени», а «Дневной дозор » чуть послабее, чем «Ночной дозор»)) проталкивает вполне определенную, выгодную кремлю идеологию – мол В.В.П. + «крепкие хозяйственники»+ «силовики» - это свет, а вот олигархи, нерусь, оранжевые – это тьма надо её искоренить – вот надо наконец тьму искоренить и заживем… Второй момент – «избранность» иных нужна Лукьяненко, чтобы поместить их в наш мир – если бы каждый мог стать иным, то он бы им стал, но тогда мир, в котором обитали бы герои был бы не нашим, а магическим и всё в общем то скаталось к перумовшине, к абстрактному противостоянию абстрактных начал, впрочем в «Сумеречном дозоре» выясняется что переход таки возможен, что вполне логично, ведь люди с сумраком взаимодействую и в общем то его и производят.


>Собственно, сам Лукьяненко открытым текстом обозначает, кто такие "иные":
><<<>Иной! Иной! Городецкий Иной!
>Чего уж теперь грузиться женой?
>Иной! Иной! Светлый Иной!
>Такие Иные _правят_ _страной_!
><<<
> http://www.livejournal.com/users/doctor_livsy/6127.html


>Одна группа практически в чём-то лучше другой, но к идеалам "Света" (как Вы их тут излагаете) они имеют самое отдалённое отношение.

В фильме да – верна интерпретация Крылова – светлые – «хозяйственники», темный – «олигархии», но в фильме диалектики этики нет поэтому такая вульгарная интерпретация проходит, о чем я уже говорил.

>>>В его "дозорах" хоть строчка про отсутствие эксплуатации есть?
>>Да, есть – неприятие Антоном жития одних за счет других – «ненавижу паразитов» - это Антон не только о вампирах, но и о всех Иных, живущих за счет потока Силы от людей – для светлого цель использования силы должна быть в людях, а не в иных.
>
>"Ненавижу паразитов" - так мог бы сказать и Чубайс, отключая электроснабжение в городе. Живут, понимаешь, за счёт чужого потока электричества.

Не прокатит – контекст не тот, да и паразитом на сам то деле является Чубайс – паразитирует на электроэнергетике «на деле имеющей общественный характер».

>Так что всё дело в том, как понимать "паразитизм". В "дозорах" он связан с "потоком силы" - магическим, мистическим понятием, а вовсе не с отношением "труд-капитал". Какое тогда этот "вампиризм" имеет отношение к капиталистичекой эксплуатации? Собственно, потому и введен автором, что не имеет.

Все-таки Лукьяненко фантаст, а не мистик – так что говорить о том, что сила это нечто трансцендентное текущее от душ людей к душам магов, а души обитают где то в горнем мире, которой с нашим не связан вообще никак нельзя, сил – это такая же фантастическая уловка, как скажем телепортация, позволяющая существовать действию романа. Впрочем можно и в вашу игру поиграть – если маги это буржуи, поскольку маги питаются силой о людей, а буржую прибавочной стоимостью от рабочих, то сила – это рабочее время.:)

>>>И даже "светлые", как показывает рецензия с ноогена, - тоже отчуждены друг от друга ("Вся поверхностность единения показана тут великолепно...").
>>А коммунисты- революционеры разве не отчуждены друг от друга? Тоже ведь отчуждены, ведь он живут в том же самом обществе, что и все остальные, только быть может они отчуждены чуть меньше, поскольку он это общество преобразовывают.
>
>Ok.

>> Вот и светлые маги Лукьяненко – такие же коммунисты – революционеры, с одним единственным улучшением – светлый не может предать Свет.
>
>Непонятно, почему Вы считаете это более нетривиальным, чем превращение бензина в воду. Очевидно, задача решается технологически каким-то мозговым имплантантом-контролёром.

Потому что такая физиологическая неспособность предать этику это сведение социальных процессов к биологическим, а то и вовсе к физическим – общественные отношения связаны с формами деятельности, не с тем объектами, которые этой деятельностью присваиваются( «машина также мало является экономической категорией, как бык, который тащит плуг» (письмо Маркса Анненкову)) – человек – универсальное существо, а не животное - «Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность — сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Именно лишь в силу этого он есть родовое существо. Или можно сказать еще так: он есть сознательное существо, т.е. его собственная жизнь является для него предметом именно лишь потому, что он есть родовое существо. Только в силу этого его деятельность есть свободная деятельность.» (ЭФР44) – человек существо мыслящее, способное осознавать свое существование и в силу этого, человек свободен в своем этическом выборе, человек способен солгать (человек представить одно действие другим, а вот животное в своей деятельности исключительно правдиво) потому предать он тоже может, тем более что этика ведь не абсолютна со временем она сменяется другой этикой, но ведь такая смена кажется предательством. Так что жесткая привязанность к этике куда более фантастична, чем превращения бензина в воду или трансмутация элементов – органическая неспособность к предательству вступает в противоречие с сущностью человека как родового существа (и заметим, если бы эта органическая неспособность была бы, то этики, как осознанного выбора, не было бы), а вот трансмутация ( в виде ядерной л термоядерной реакции) возможна, хоть и сложна. Другое дело, что фантастика – исследование реальности нереальным средствами и Лукьяненко нужно такое фантастическое предположение, чтобы подвергнуть анализу этические системы. Абстрагируясь от человеческого фактора (т.е. от того, что человек путем предательства может убежать от этического противоречия, в то время как маг обязан идти до конца)

>>>>>Не видно никакой принципиальной разницы между ними.
>>>>Категорически не согласен. Аргументы уже привел и жаль, что Вы их проигнорировали (прежде всего то что Лукьяненко анти-Толкиен во взгляде на диалектику свобода и тоталитаризма - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/162/162379.htm )
>>>Я там не увидел ни одной цитаты из Лукьяненко, ни одной явной отсылки на его тексты... потому и проигнорировал.
>>Ничего удивительно – в той дискуссии со Scavenger’ом речь о Лукьяненко вообще не шла, речь шла о возможных каналах осознанной необходимости и связанных с ними этических системах, и в этой дискусиия я воспользовался Толкиеном как метафорой для иллюстрации диалектики свободы и тоталитаризма, но в «Дозорах» Лукьяненко есть та же самая диалектика . только отношение к ней у Лукьяненко наше, а не толкиеновское.
>
>Какое?

Если кратко -у нас – свобода – осознанная необходимость, а Толкиен готов быть хоть рабом божьим, хоть холопом у феодала, хоть хоббитом в норе, только бы необходимость не осознавать , к кому угодно готов в рабство пойти, хоть к попам, хоть в фашистам, лишь бы только коммунизм не наступил. Ну а подробно – здесь https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/162/162379.htm и https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/179341.htm да и раньше Вам я вроде все подробно изложил.

>>>>>>>В "Спектре" ( http://www.svenlib.sandy.ru/pugovichki/bukovy/specter1.htm ) идёт трансляция уже не коммунистической, а буржуйской идеологии.
>>>>>>А вам не кажется, что за буржуазную идеология Вы принимаете любовь автора к вкусной и здоровой пище?
>>>>>Если понимать "Спектр" как стриптиз литератора, - то не кажется. Не даёт автор ответа, а зачем же ему рассказывать истории ключникам. Действительно, остаётся лишь желудочный стимул.
>>>>Логика перехода к желудочному стимулу не ясная – книга то о технических средств гуманитарных целей.
>>>Книга - о том, как и зачем надо "профессионально" рассказывать ключникам [издателям] истории. И тем добиваться "успеха" (не быть "неудачником"). Зачем? Чтобы есть "вепрево колено" в новорусской забегаловке в Златой Праге. Иного объяснения не проклёвывается.
>>1. В эту интерпретацию не вписывается эпилог – зачем тогда эти рассуждения низости и примитивности потребностей и масштабе средств?
>
>Процитируйте. Если Вы про отказ главного героя от всемогущества:
><<<
>Просто я представил себе, как брожу с планеты на планету... вершу великие дела... помогаю хорошим и наказываю плохих... приятно, конечно. А потом вслед за мной начинают бродить такие же - всемогущие, неуязвимые, бессмертные... люди, аранки, геддары... и мы ревниво оберегаем последних обычных разумных, потому что всё, что мы имеем, - тщеславие и чувство своего превосходства перед ними... а потом мы начинаем лезть от тоски на стену...
><<<
>то эта всё та же мелкобуржуазная ментальность. Не нужны ей "великие дела".

Почти эта цитата. Но впрочем можно и отсюда отталкиваться, все равно Вы поняли о чем речь. Так вот, но мой взгляд, тут надо взглянуть несколько иначе – главная проблема героя, в том, что он не может придумать достаточно великого дела ( в силу своей мелкобуржуазности. Впрочем, мелкобуржуазность автора тут тоже видимо сказалась), чтобы быть достойным всемогущества – все что может придумать
Мартин, это чисто количественное разрастание своего бытия – «перепробовать миллион вин» или « поиметь миллион женщин» как иронизирует Ирина – вот и отказывается (и слава богу, что отказывается – сила в руках мелких буржуа оформляется только одним способом – в виде штурмовых отрядов ( Жаль, что Лукьяненко эту тему не раскрыл)) от бесполезного всемогущества в пользу маленького счастья (здесь конечно Лукьяненко пошел на поводу у своей мелкобуржуазности и у канона жанра – happy end оформляется тем что принцесса достается герою награду за подвиги, но принцесса в награду за конформизм – это перебор, следующий шаг это талоны на любовь, как в романе Замятина «Мы»)

>А вот такой финал:
><<<
>Ты можешь пройти куда вздумается. - Ключник подумал и торжественно добавил: - Кстати, тебе больше не обязательно придумывать истории.
><<<
>- отражение профессионального успеха писателя, когда ему уже не обязательно писать новые истории.

Ага, в 2003 – профессиональный успех, а в 2005 выясняется, что от писателя требуется идеологическая покорность, а если он такой не проявляет, то родное издательство разрушат, да и самого писателя из жизни вытрут.

>>2. Продолжим Вашу интерпретацию на роман «Черновик» - там герой романа сам оказывается ключником (на что кстати недвусмысленно указывает антураж в виде башни, где обитает функционал- таможенник и которая служит дверью между мирами)
>
>Не читал, не могу обсуждать.

Почитайте - http://www.fenzin.org/book/12074

>Не думаю, что интерпретацию стоит вот так прямо переносить из одного романа в другой.

Это перенос столь же законен, как и сама интерпретация. Да и антураж со стилистикой совпадают. Логика отождествления такая же – связь перемещения и фантазии – в «Спектре» нужно выдумывать истории, в «черновике» таможенник спит за ночь открывается дверь, соответствующая внутреннему настроению таможенника. Кроме того, само название «черновик» и то, что патриотичный политик прости Кирилла открыть дверь в Аркан ясно намекает на то что от писателя -фантаста требуют придумать будущее, будущие цели ил альтернативы развития.

>> Итак, если следовать Вашей интерпретаци таможенник – метафора профессионально писателя.
>
>??? Нет, ключник - издатель, капиталист от книжного бизнеса или "куратор искусств".

Это в «Спектре», а в «Черновике» таможенник это метафора писателя, если сохранить вашу гипотез, о том, что эти романы надо интерпретировать, как саморазоблачение писателя.

>>>Ключевые моменты, подтверждающие такую интерпретацию:
>>> http://www.rusf.ru/lukian/konkurs/2002rec/a_maximova_01.htm
>>>"Спектр" - роман не для бедняг и неудачников, побитых и опущенных, страдающих рефлексией, а для счастливых людей, добившихся - и добивающихся - успеха. Если угодно, это аллюзия на автобиографию... почему бы и нет, писатель имеет право [IGA: глядеть на нас со страниц глянцевых журналов].
>>>[...] для меня главное, что Мартин - настоящий профессионал. Он добросовестно исполняет свою работу, не ищет ветра в поле и не воюет за умозрительные "свободы". Мартин работает на самого себя - и одновременно на Родину - и на людей. Hад Мартином Дугиным не висит никакая "протестантская этика" в духе Мартина Лютера, Макса Вебера и Исайи Берлина, наш Мартин - нормальный русский мужик XXI века: верующий, но не воцерковленный; пьющий, но не спивающийся; себе-на-уме, но внутренне порядочный; холерик, но не истерик; патриот, но не ксенофоб. Голова этого героя нашего времени свободна от мессианской, большевистской [sic!], анархистской и прочей идеологической шелухи. В общем, Ходок из "Спектра" кажется мне намного более развитым и современным человеком, чем Стрелок из "Лабиринта".
>>>[...] В "Спектре" вообще нет отрицательных героев: каждый [...] - профессионал своего ремесла, специалист в своей сфере, кирпичик на своем месте. Мартин победил не только потому, что "бился за правое дело", но еще и потому, что выполнил свой долг более профессионально, чем его противники и оппоненты. Судьи - ключники - это оценили. И наградили по достоинству. [IGA: и стали даже снимать фильмы]
>>><<<
>>
>>А почему мы собственно должны верть буржуазным критикам?
>
>Потому что это та самая рецензия, получившая "последующее официальное признание, одобрение, пpемиpование" на сайте Лукьяненко, победившая в официальном конкурсе рецензий.

Можно на это официальное признание и одобрение посмотреть?

>> Интерпретация производится субъектом и характеризует не только интерпретируемое произведение, но и субъекта интерпретации тоже.
>
>Как и Ваша интерпретация "Света" - до тех пор, пока не укажете url с программой, объективно вычисляющей "спектр" литературного произведения ;-)

Правильно – моя интерпретация характеризует, не только произведение но и меня тоже, но все же согласитесь – лучше произведения Лукьяненко в моей коммунистической интерпретации, нежели чем в буржуазно-националистической интерпретации г-на Крылова, точно также, как с собрание сочинений Стругацких с предисловиями Переслегина, настраивающими читателя на проблем коммунистической ветви развития, куда лучше «Слепящий фашизм братьев Стругацких» ослепшего от собственного фашизма Нестеренко или пошлое (подчас в буквальном смысле) отождествление коммунистческого полудня с либерастической полночью, сделанное Крыловым- Харитоновым ( «Поддень, попытка к бегству» http://haritonov.kulichki.net/ )

>>>> Впрочем, на мой взгляд «Спектр» эстетически безупречен,
>>>Значит, мой эстетический взгляд отличен от Вашего. Мне уже на втором рецепте надоело читать эти кулинарные подробности, и я их пропускал. К сожалению, с бухаловым-куриловым так просто не получилось - пришлось терпеть.
>>Знаете, мы с вами по разному воспринимаем произведение- вы идете «снизу» от деталей, я – «сверху» от произведения в целом. Так вот, если воспринимать произведение в целом, то книги Лукьяненко окажутся удивительно геометиричными, как симфония или опера с лейтмотивами – а мы ведь при оценки симфонии исходим из симфонии в целом а не из отдельных нот.
>
>Не замечал. В принципе Георгий имеет музыкальное образования - может быть он что-то такое заметил. А я нет.

Да не причем здесь музыкальное образование – я вам предлагаю обратить внимание на геометрию произведения – троичную структуру «дозоров», симметрию дилогий («дозоры» вначале тоже были дилогией), структурность «Спектра» или «Генома» и т.д.

>>>>>Кстати, недавно Лукьяненко хвастался поездками в Лондон и Амстердам - http://doctor-livsy.livejournal.com/132013.html
>>>>И чего? Кстати, фотки там не грузятся.
>>>"Какие сыры!" [в Амстердаме]
>>Ну и что? Наверное в Амстердаме сыры лучше чем в России
>
>Не наверное. Думаю, в Москве при желании можно купить практически любой сыр, в магазинах - десятки, если не сотни сортов, импортированных в том числе "из самой Голландии".

Не знаю где затоваривается Лукьяненко. Но обычном супермаркете разнообразие меньше, чем в стране производителе – всякие экзотически продукты просто не найдут спроса.

>Но Лукьяненко нужен не вкус, а ощущение эксклюзивности: мой сыр в Амстердаме - это не то же самое, что сыр в Москве, потому что в Амстердаме, а не в Москве!

А вы у него прямо спросите- «Сережа (или doctor_livsy), что тебе нужно сыр или понты? » :)

>Так и "вепрево колено", наверняка продают и в России (как суси и рыбу-фугу).

Суси продают. Вот насчет фугу сомневаюсь – ввоз наркотических и отравляющих веществ тки запрещен, а эта рыбка относится одновременно и к тем к другим.

>>>Намёк на личностную близость тематики "Спектра" :)
>>Не понял в чем намек.
>
>На "вепрево колено" в Праге.

Да что Вы к этому Вепреву колену привязались – ясно же что это чешское национальное блюдо, которым потчуют туристов, чтобы с них бабок срубить – если бы действ происходило бы в Литве Лукьяненко описал бы цепеллины, если бы в Англии – fish and chips и т.д.

>>>>>А якобы "вкусная и здоровая пища" никак не вяжется с алкоголем и никотином, которым пропитан весь роман. Где же здесь коммунизм?
>>>>Кулинарная книга – довольно странное место для поиска коммунизма, даже если её написал Микоян, а не Лукьяненко.:)
>>>Ну, во-первых, нет, не странное. Про классово-обусловленный вкус я уже приводил материалы - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/137/137642.htm .
>>Смысл понятен – в буржуазном обществе форма отделяется от содержания и смысл принятия пищи начинает заключаться не в утоление голода, а в наслаждении вкусом, что случит маркером для отделения буржуазии от пролетариата, для которого пища – то же, что уголь для топки и одновременно эстетика вкуса служит для буржуазии заменителем эстетики Красоты, а по мере развития капитализма вкус становиться символом буржуазной успешности и начинает продаваться как товар (выходим на оборот брендов А.Серегина). в общем это конечно верно.
>
>Ok.

>> Но применительно к нашему обсуждению есть два замечания:
>>1. Презентуя книгу о вкусной и здоровой пищи, Микоян говорил что пища это не только калории, не только уголь для топки, но пища должна быть еще и вкусной. Разве Микоян буржуазен? Нет.
>
>А это своеобразный компромисс, непоследовательный как и все компромиссы:
><<<
>20-е годы отмечены острой полемикой между теми, кого можно назвать «футуристами в сфере питания» и теми, кто склонялся в сторону традиционной кухни. Если «традиционалисты» полагали, что новая система питания должна ориентироваться на каноны дореволюционной и европейской кухни, то адепты радикального направления отстаивали идеал научно обоснованного питания вплоть до полного отрицания стратегии вкуса. С этих позиций кулинарное искусство расценивалось как один из капиталистических пережитков, угрожающий формированию полноценной телесности советского человека. Автор книги «Здоровая пища и как её готовить», вышедшей в свет в 1929 г., утверждает, что любая изысканная пища неизбежно ведёт к перееданию и таким образом становится причиной патологических изменений в организме
>[...]
>В последующие десятилетия вкус отчасти реабилитируется, так, например у М. Зариной в книге «За общим столом: как организовать общественное питание в колхозе» (М.-Л., 1932) забота о вкусе оправдывается на том основании, что вкусная еда способствует аппетиту и стало быть лучшей усвояемости пищи. Идеология функционального питания подчиняет себе идеологию вкуса, и забота о здоровье играет роль своеобразного алиби для гастрономической традиции. Кульминацией этого процесса, несомненно, становится «Книга о вкусной и здоровой пище», первое издание которой выходит в свет в 1952 г. В названном тексте получила выражение целая серия компромиссов. С одной стороны, это попытка согласовать гастрономическую и валеологическую стратегии, с другой стороны — попытка интегрировать разнородные этнические традиции в единую систему, подчиняющуюся нормативным требованиям.
><<<
> https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/137/137643.htm

>> Ведь в данном случае вкус становиться общедоступным и эмансипируется от ложных социальных функций – в советском обществе пища одинакова для всех и на социальный статус не указывает
>
>Чёрная икра?

Про икру Pokrovsky~stanislav хорошо изложил - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/161/161442.htm - статусность икры это уже вторичная статусность.

>> и советские люди наслаждаются настоящей красотой, а не вкусовой эстетикой.
>
>В идеале, может быть.

Да, я говорил о «чистом» социализме, без реально присутствующих паразитных примесей.

>>2. Кулинарные изыски Лукьяненоко не вызывают зависть ( какие вкусные вещи, а я не могу себе позволить) или стыд ( культурные люди вот что едят, а я то свино необразованное..) рекламой также не являются ( вепрево колено для российского потребителя товар не массовый – зачем его рекламировать), так что считать их пропагандой буржуазности не стоит – это просто отражение быта (мелкобуржуазного быта надо признать) писателя, который явно любит пожрать (оно и видно:))
>
>Отражение (в положительном свете) мелкобуржуазного быта не является пропагандой мелкобуржуазности!?!

В каком смысле в положительном свете? Ну прочитали вы про вепрево колено и что захотели стать «эффектвным менеджером», чтоб это колено вкушать?

>>>"Вепрево колено" относится, скорее всего, к буржуазному вкусу.
>>«Вепрево колено» само по себе никуда не относится – просты советские граждане вполне могли по туристической путевке съездить в ЧССР
>
>Практически (в "общественном сознании") люди, побывавшие в ЧССР, считались обычно уже не вполне "простыми" ;)

В общественном сознании может и считались, но чтобы съездить по туристической путевке в дружественную соцстрану не надо было быть номенклатурщиком или номенклатурным холуем.

>> и в том числе отведать того самого «вепрева колена», да и надо полагать чешские феодалы им не брезговали в те времена когда и буржуазии и в помине не было
>
>Вкус имееет не только классовую обусловленность, но и региональную. В принципе, классовый статус блюд может различаться в разных странах. Особенно таких "диковинных".

Может различаться, но вряд ли для нас русских «вепрево колено» - признак буржуазности – в нашей кухне «вепрево колнено» вообще не присутствует, а место статусного продукта твердо занимает черная икра (чем кстати Мигель, хвастающийся, что после падения советской власти, он наконец получил доступ икре, расписывается в своей буржуазности).

>> так что все эти кулинарные изыски не более чем отражения быта автора, который явно любит пожрать и искать тут изощренную пропаганду буржуазности смысла не имеет.
>
>Изощрённую и не ищу. Обычная бытовая.

Хорошо, но в таком случае это просто отражение быта (который как и любого хорошо подаваемого писателя буржуазен) писателя нечего здесь искать злой умысел.

>>>Во-вторых, я имел ввиду, что глупо искать вкусной и здоровой пищи в книге, пропитанной куревом и бухаловом.
>>>В-третьих, это курево и бухалово несовместимо с коммунизмом.
>>Товарища Сталина из ВКП(б) посмертно исключим, потому как трубку курил?
>
>Ему простительно (из принципа "историчности"):
><<<
>Как не парадоксально, о вреде курения человечество узнало только в 50-х годах XX века, а до этого даже врачи были на сто процентов уверены, что табак абсолютно безвреден. Впрочем, смутное подозрение, что детям лучше все-таки не злоупотреблять никотином, закрадывалось. Не зря в середине 1920-х годов молодое советское правительство выпустило агитационный плакат с предупреждением: "Курящие школьники учатся хуже некурящих".
>Отношение к курению резко ухудшилось лишь в 1956 году, когда 40 тысяч врачей из разных стран сопоставили истории болезней своих пациентов. Тут-то и выяснилось, что заядлые курильщики во много раз чаще некурящих болеют сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями, а также раком легких.
><<<
> http://bsoft.fsoft.ru/ar2/index.php?pg=2682


>К тому же у него огромная масса заслуг перед историей, чего не скажешь о героях "дозоров".

Короче, чтобы закрыть тему – не надо становиться на позицию цензора образца 70-х который готов зарезать фильм из-за того, что там видите ли главные герой курит.

>>Более интересным был бы пример записывания в русские какого-нибудь еврея или представителя какой-нибудь другой не менее одиозной для квасных патриотов национальности.
>
>Гм, а зачем Вам это? ;)

Для чистоты эксперимента.:)

>Виктор Милитарёв, православный "русский националист" и даже наверное, национал-социалист:
>
> http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=582&do=view_single
> http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=687&do=view_single
> http://militarev.livejournal.com/

Ладно, политическая позиция понятна, а национальность?

>>А, эту юмореску я читал, просто как-то Орлова с Крыловым не проассоциировал… А еще данные о дружбу у Вас имеются?
>
>Из свежего - http://krylov.livejournal.com/1299868.html?thread=30710172#t30710172
>Крылов и Лукьяненко "на ты". Вот Лукьяненко тревожится, что шутку его друга неправильно поймут и пострадает имидж общего националистического дела:
><<<
>Лукьяненко: Знаешь, Костя, иногда мне кажется, что ты сбрендил. :(
>Ну, я надеялся, что это все-таки шутка...
>Соответственно, текст легко использовать как пример: "Видите, до каких дуростей доходят русские националисты? Хотите жить в стране, где все будет истолковываться под таким углом зрения?" И говорить "это была только шутка" будет поздно.
>Вся беда в том, что данный пост Константина потом влегкую будут цитировать - и приводить как пример безумия русских националистов. Вот что плохо. :(
>Крылов успокаивает товарища: Мне, конечно, приятно, что ты болеешь за нашу команду :) - однако всё не так ужасно.
><<<

А данные о личной, а не только виртуальной дружбе у Вас имеются?

>>>В свою очередь Крылов похвалил "Дозор": http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=824&do=view_single
>>Отмечу две вещи:
>>1. Фильм - вульгаризация книги.
>
>Лукьяненко понравилось.

Ему не фильм понравился, а кассовые сборы.:)

>>2. «Нужно немногое: кассета с фильмом, какое-нибудь воспроизводящее устройство, советский чёрно-белый телевизор "Темп" (а ещё лучше — "Рубин" со сбитой цветонастройкой) и советский же пенсионер с высшим техническим образованием. Пенсионер сажается перед телевизором. Если фильм просмотрен подопытным до конца без засыпания на стуле или попыток переключиться на новости, то, значит, это действительно хорошее кино: его интересно смотреть даже без цвето-звуковых выкрутасов, звука "долби" и тонких намёков на сиюминутные обстоятельства, к тому же он не слишком затянут.» - я такой эксперимент провел, правда не с фильмом (чисто случайно не знаете, где можно спереть за бесплатно, чтоб тимурок не обогащать?), а с книгой – дал почитать «Дозоры» своему деду, которому уже за 80 и ему книга таки понравилась, так что похоже моя оценка Лукьяненко, как лучше фантаста поколения 90-х вполне объективна.
>
>Обычное для советских людей уважение к молодёжи, как к строителю будущего. "Молодёжи нравится, наверное, хорошая книга, не надо быть отсталым".

Нет, в этом плане эксперимент чистый – например Громов деда не впечатлил.

>>> http://www.specnaz.ru/article/?841
>>Не понял – эта статья подписана Харитоновым, но текстуальные различия только в названиях частей статьи – кто у кого спер?
>
>Никто.
>Редактор "Спецназа" Константин Крылов, писатель-фантаст Михаил Харитонов, "удивительный Юдик Шерман, Жыд-Песнопевец" непонятного назначения ( http://krylov.livejournal.com/1303003.html ), "Старый Пердун" ( http://old-perdun.livejournal.com/ ), страдающий залипанием речи, и, вероятно, другие интересные персонажи, - это один человек.

>Понятнее ли стала юмореска Лукьяненко? ;)

Да уж – похоже Крылов погряз во лжи – Лукьяненко иронизирует над стремлением Крылова видеть за всем «символ символа» - если для нс текст – символ реальности посредством текста мы анализируем, осваиваем реальность нашим сознанием, то для подобных символистов -идеалистов реальность символизирует Текст, а текст содержит в себе символы, смысл которых отрицает смысл текста (это когда у фантаста Харитонова Полдень Стругацких оказывается либерастией, а «Дракон» Шварца из антифашистской пьесы превращается в манифест западнической интеллигенции, призывающий сокрушить континентальную Россию с помощь морского Запада), за этими символами стоят символы еще более высокого порядка вплоть до совершенно трансцендентного абсолюта.

>>>Угадайте за что? За "глянцевую рекламность", "чтобы зритель покупался каждую секунду", за "рекламный стиль мышления", за обман:
>>><<<
>>>Как нужно относиться к рекламному стилю мышления? Да очень просто: как к _исторической_ _необходимости_. Hароды и культуры, его себе не усвоившие, _проигрывают_. Как проигрывает любая "природная" женская красота тюбику губной помады и умело подобранным тряпкам. Потому что у настоящей женщины никогда не будет таких красных губ и таких огромных глаз, как у накрашенной. А естественно белый цвет ткани уступает ткани подсиненной: лёгкий оттенок голубого придаёт тряпке нездешнюю белизну, какой "даже и не бывает". Умелая фальшивка убедительнее любого подлинника, продуманная ложь убедительнее любой правды, гипертрофированная "красотень" оставляет "настоящую красоту" за бортом. Это надо признать и этому надо следовать. Как это сделал Запад, превратив себя в совокупность желанных, манких вещей. Hа фоне которых всё "естественное" всегда будет выглядеть уродливым, грязным, отвратительным и страшным.
>>><<<
>
>>Вырывая цитату из контекста
>
>По-моему, я её не вырвал, а привёл максимально полно.

Из цитаты следует однозначное одобрение глянцевости, а вот в статье в целом такого однозначного одобрения нет.

>> Вы обедняете смысл – рекламная, манипуляционная красивость действительно привлекательнее действительной Красоты и своим возникновением с последующим возведением в абсолют, с тотальным отрывом формы от содержания подменой предмета фантиком, действительного удовлетворения потребностей приятными ощущениями, вызванными потреблением, это красивость обязаны капитализму – это Крылов подметил верно (впрочем, небось у Бурдье спер) и даже более того, разумом Крылов вполне понимает пагубность такой красивости… вот только душонка то прикипела к буржуазной роскоши – вот и прославление глянцевой «эффективности»
>
>Не вижу, чтобы его разум это понимал. Я всё-таки не телпат.
Ну не знаю – мне кажется, что в статье проскальзывают нотки осуждения такой западной глянцевости.

>> - идеи отечественных неопочвенников в основном сводяться к тому, чтобы построить общество потребления, только на рррусский манер (кстати это хорошо видно по циклу романов об «Ордуси» В. Рыбакова)
>
>По-моему, Рыбаков имеет мало отношения к русскому национализму.

Национализму может и не имеет, но к почвеничиству имеет, такое же как и здешние солидаристы – он вначале был коммунистом и исследовал этические проблемы коммунизма («Доверие» и друге повести рассказы 80-х) , в 90-е скатился к поповщине (как здешний Игорь) - в «Трудно стать богом» (продолжение «За миллиард лет до конца света» Стругацких) тупо заклинает «не хлебом единым…» - призывает к смиренной покорности с надеждой на всеблагого Бога, в публицистике(«архипелаг Атлантида») рассказывает, что СССР развалился потому что «элита оторвалась от экономики», что в его понимании означает, что в стране мало цацок производили (экономка у нашего китаеведа равна цацкам), мол человек живет не для великих дел (освобождения труда, покорение космоса прочая собственно человеческая деятельность), а «для того что бы жить»,т.е. наслаждаться цацками и комфортом (чтоб в общественном кишки давкой не вытрясали. А жена была не забитой, а благодарной за парфюм), но понимая что «чему то высшему мы рождены» предлагает нам в качестве высшего боженьку (мол «страшно. Когда небо пусто») – «настоящему человеку нужна вера», «человек без веры не человек» утверждает В.Рыбаков на страницах «Ордуси», рисуя при этом Ордусь как сытое буржуазное общество на русско-китайский манер, у которого Запад –технологический придаток (смешно не правда ли) – в общем типичная перестроечо-интеллгентская мечта, только с национальным уклоном

>>>А в последнем абзаце:
>>>Это, собственно, вполне тянет на политическую программу. Вернуться, сделать откат к тому месту, где была допущена ошибка - и сделать всё по-человечески. Может быть даже "то же самое" (включая реформы), по-человечески.
>>>То есть обойтись без нечисти.
>>>нечисть - эвфемизм для "неруси".
>>Ну это ваша интерпретация…
>
>Больше, чем интерпретация. Во-первых, он и ранее заявлял, что, мол, проблема с рыночными реформами была в том, что их проводила "нерусь".
>Во-вторых, вот прямая демонстрация единого семантического ряда:
><<<
>“У нас засилье нечисти, нежити и неруси!” — вещал с трибуны оратор по фамилии Крылов, назвавшийся главным редактором издания “Спецназ России”.
><<<
> http://www.mk.ru/numbers/1898/article64155.htm

Ну что квасной патриот Крылов ненавидит нерусь это понятно. Но на мой взгляд смысл стать про «Дневной дозор» не сводиться к банальному «бей жидов- спасай Россию»

>Наконец, при такой расшифровке тексты Крылова становятся понятнее. Значит, cкорее всего, расшифровка правильна.

Проблема в том. что так можно потерять, что-нибудь действительно оригинальное.

>> Впрочем, зная Крылова как записного патриота,
>
>Он не патриот, он националист. Второе первично, первое вторично.

В данном случае я имел в виду квасной патриотизм.

>> может эта интерпретация и верна, но в таком случае статья Крылова несколько умнее его самого (в чем – сказано выше)
>
>Не понял.

Я хочу сказать. Что из текста Крылова я моги извлечь более осмысленные утверждения, чем «бей жидов - спасай Россию»

>>>Писателей от пипов отличает не профессионализм, а искренность:
>>>Писателя с читателями связывает своего рода идейно-нравственный завет: я буду всерьёз, по-взрослому, разбираться в жизни, но вы будете относиться к моим книгам и словам не как к словесности, а как к социально-нравственному пророчеству.
>>><<<
>>Извините, но это игра в определения в стиле говорухинского «нравственность – это правда»
>
>Извинте, но дискуссия началась с этой статьи и попыток применения её критериев к Лукьяненко. Не нравятся критерии или определения - ради бога. Значит, Вы говорите о "писателе" или "пипе" в каком-то ином смысле. Наверное, тогда стоило сразу сказать "Я не согласен с определением Полякова", а не возражать "Нет, Лукьяненко - писатель" (подразумевая согласие с определением).

>> писатель выражает в эстетической форме потребности общественного сознания
>
>Единственность общественного сознания постулируется или как-то доказывается?

Ну если существует классовое сознание. То какая уж тут единственность?

>А бывает ли общественное подсознание, есть ли к нему доступ a-la Фрейд?

Ну вот скажем Фромм или Маркузе вполне предполагали существование общественного бессознательного. Да вообще идеальное отнюдь не сводится исключительно к интеллекту рациональности.

>> идеи книг приходят к писателю извне.
>
>Любые идеи приходят к любому человеку извне, пусть и в превращённой форме.

>> Он их эстетически оформляет, и эти идеи расселяются в общественном сознании – писатель это профессиональный медиатор, а не профессиональный генератор,
>
>Ну, стало быть, идеи Сорокина тоже где-то там, в "общественном сознании" ?

Эстетика безобразного – манифест разрушителей советского общества.

>Не заработает ли оно с такими "медиаторами" шизофрению ?

Постсоветское общественное сознание довольно сильно расщеплено.

>>>Почитатели верили, что Лукьяненко пишет "всерьёз", искренне. А на самом деле он писал то, что хорошо подавалось (сначала) и продавалось (потом) в конкретных условиях. Если Вы в курсе, Лукьяненко начальную популярность заработал в ФИДО. Отсюда и тематика "диптауна".
>>По большому счету в этом случае претензий к писателю нет – писатель отразил то, что было нужно общественному сознанию,
>
>Во-первых, героическая поэма о "сетевиках" - нужна не "общественному сознанию", а самим сетевикам.

Сетевики – тоже часть общества. Посредством Лукьяненко он самовыразились.

>Во-вторых, не всем, а только чувствительным к почёсыванию ЧСВ.

Почесыванию чего?

>> выполнил читательский заказ, другое дело было бы, если бы Лукьяненко писал не то что нужно читателю, а то, что нужно издателю, контролируемому крупным капталом.
>
>"Крупный капитал" - другая социальная группа, и некоторым её представителям точно так же нужны иллюзии о себе.

Хотите сказать, что капиталисты видят в магах самих себя? Может быть. Но интерпретация создается субъектом –в оказывается несколько смысловых слоев, адресованных разным группам – коммунисты увидят в светлых магах революционеров ил чекистов, а «крепкие хозяйственники» - самих себя в качестве народных благодетелей, только первые диалектику этики поймут, а вторым она окажется недоступной.