|
От
|
Сергей Вадов
|
|
К
|
Скептик
|
|
Дата
|
25.05.2006 02:55:19
|
|
Рубрики
|
Либерализм;
|
|
Раздумья о статье Скептика.
Во-первых, хочется поблагодарить автора за статью, заставляющую столь серьезно задуматься.
По сути: тезис о том, что значительные массы населения поддерживают реформы, представляется верным. Однако, вывод о том, что против советского строя голосовали совки, кажется ошибочным. Предполагаю, что совки в Вашем смысле слова, голосуют в основном за оппозицию (многие лидеры которой прямо стоят на позициях обещания бесплатных квартир, путевок и т.д.). Возврат к советской власти кажется нежелательным в первую очередь тем людям, которые из жизни в СССР вынесли унижение. Ведь "бесплатных благ" в СССР было 2 вида: одни на самом деле можно было получить по их низкой или бесплатной цене (например, хлеб). Другие же лишь числились "бесплатными" или очень дешевыми, а в реальности их имелось в продаже меньше, чем желающих по такой цене приобрести, и для их получения нужно было унижаться перед продавцами или перед чиновниками, нести им коробки конфет (в лучшем случае). Позиция людей по отношению к этому унижению была разная - кто-то переплачивал и покупал на черном рынке, кто-то унижался, а многие мысленно (а иногда и явно) посылали всех этих прохиндейских товарищей к черту, и не шли в партком унижаться - соответственно, и путевок не получали. В результате шел противоестественный отбор - желающий жить лучше должен был не в своей области стараться выполнить работу побыстрее да получше, а стараться заводить "нужные" знакомства, ходить на поклон к всяким парткомам и профкомам и т.д. Ибо в СССР проблемы с деньгами не было - проблема была в том, что в секцию N100 ГУМа пускали не всех, меня вот не пускали, и нужно было через цепочку знакомых договариваться.
Особый вид противоестественного отбора наблюдался в тех ВУЗ'ах, где шла "борьба с сионизмом". Мне наиболее знакома ситуация на мехмате МГУ, но вроде бы она являлась типичной. Евреев, записанных русскими, пытались идентифицировать (в частности, путем задавания вроде бы незаконного вопроса о девичьей фамилии матери). Выявленных таким образом евреев и тех, у кого и в 5ой графе запись "еврей" направляли в другие экзаменационные группы на устном экзамене, где давали совсем другие задачи, чем в обычных группах. Отдельных гениальных евреев хитрые товарищи вроде Сендерова могли натаскать так, что их не получалось завалить, но это были скорее исключения. В результате наблюдался противоестественный отбор - на мехмат попадал не тот еврейский мальчик, который лучше математику выучил, а тот, у которого родители были более склонны к различным махинациям (при рождении в смешанной семье записывали русским, давали фамилию русского родителя, искали выходы на приемную комиссию с тем, чтобы именно их ребенка "по хорошей договоренности" взяли в рамках имевшейся еврейской квоты и т.д.). Сравните с ситуацией в США - где также абитуриенты разных национальностей имеют разные права, но все делается гласно и открыто (неграм и индейцам добавляют баллы), и желающий поступить мальчик понимает, что совершенствоваться надо в математике, а не в сомнительных делах.
Сегодня, может быть, икра и менее доступна (по крайней мере для меня). Но дефицита нет, могу купить ее свободно, отказавшись от каких-то других благ, без всяких унижений. Унижаться приходится и сегодня - при походах по госучреждениям. Мне недавно пришлось оплачивать штраф - так все нервы товарищи измотали, государство получает 50 рублей, а я трачу 250, если пересчитать на время свое и курьера. Каждый поход в госучреждение - как воспоминание о жизни в СССР. И при всей абсурдности сегодняшней системы отчетливо вижу, что попытка создания копии СССР также неправильна, ибо немыслимо возрождать опять необходимость унижения по любому вопросу. Предполагаю, что люди с подобными ощущениями преобладают среди голосующих за демократов и за единороссов.
Сергей Вадов