Об опасности внутрироссийских межэтнических столкновений
Я бы все же не идеализировал "уживчивость" этнических групп в СССР. Обеими руками голосуя за то, что при советской власти "национальный вопрос" не перерастал в "проблемы национализма", хочу напомнить, (а кто не в курсе, пусть узнает), что прорехи в "гармонии межнациональных отношений" случались. И достаточно серьезные. В качестве примера приведу пример функционирования бандитских группировок, все члены которых принадлежали к одной национальности. Это были небольшие мобильные группы татар-мишарей, действовавшие на территории Пензенской области с... В общем, с очень давних пор и по настоящее время. Сейчас, правда, это далеко не "мелкие группировки", образовалась достаточно четко оформленная мафия. Но что характерно! Пока были мелкие банды, они были мононациональны, а едва превратились в серьезную политическую структуру - мононациональность утратили. Раньше чувство принадлежности к одной этнической группе выполняло функции "клятвы на крови" - основы круговой поруки, основы стабильности банды. Когда это стало излишним, когда "легитимность" существования мафии стало возможным просто купить у районного прокурора, у начальника РОВД, необходимость в круговой поруке исчезла. А вместе с ней исчезла необходимость в мононациональности банды как условии ее выживания. Наоборот, быстро было набрано большое число "рекрутов" из русской шантрапы, на которых и была переложена практически вся "черная" работа. Так, например, "крестным отцом" в Каменском районе Пензенской области является этнический татарин, хотя его хозяева,- и начальник РОВД, и глава райадминистрации,- русские. Одновременно большинство "исполнителей" - этнические русские, хотя есть и татары. Соотношение количества русских и татар в армии"братков" примерно соответствует их процентному соотношению согласно статистическим данным по району и области.
Так же точно в советские времена параллельно "чисто татарским" гоп-стопникам существовала столь же "чисто татарская" экономическая группировка под названием "Райзаготкооперация". Из чего она делала деньги, каким образом и куда они потом девались - вопросы, нас сейчас не касающиеся. Но тот железный закон круговой поруки, что был необходим "потрошителям", был столь же актуален для "простых советских воров". Спекуляцию узаконили, отпала необходимость в "национальном цементе", этот "бизнес" тут же стал интернациональным. Скажу больше! Татары-мишари, как "торгующая этническая группировка" была просто вытеснена с рынка разномастной толпой различных ПРИЕЗЖИХ. А среди них - кого только не было. Разве что негров не замечалось...
Попытаюсь сформулировать выводы.
Несмотря на то, что упомянутая бандитская группировка действует в той же политической ситуации, в какой живет все остальное население страны, В ИХ СРЕДЕ национальные различия в учет НЕ ПРИНИМАЮТСЯ. Хотя раньше принимались. То есть, изменение отношения политики государства к проблемам этничности мафия не заметила. Не заметила она и "грубое и даже насильственное общей мировоззренческой матрице советского народа, глумление над символами национального самосознания и подрыв коллективной исторической памяти". Она заметила возникшие благоприятные условия для собственной легализации, чем и занялась с чисто советским энтузиазмом. Сейчас все мафиози, что начинали "тогда" - респектабельные бизнесмены. Владеют ресторанами, барами и магазинами. Когда они катят по улицам, все сотрудники ДПС замедляют ход и почтительно склоняют перед ними головы. Приказали бы встать на колени - встали бы на колени.
"Лучше дырка на коленке, чем в голове".
И, заметьте, никакого "унижения национального достоинства"! Гражданского - да. Профессионального - да. Социального - да, да, да! Но только не национального. Потому что менты-русские и менты-татары кланяются наднациональным уркам одинаково.
Существует опасность раскола России "по национальному признаку"? Да, существует. Только "этничность" здесь ни при чем. "Национальный вопрос" будет использоваться как ширма для вопросов шкурных, касающихся власти и денег (что по сути - одно и то же). Это понимают все. Русские, татары, мордва, чуваши, коми и прочая, и прочая, и прочая. Лично у меня есть добрые знакомые среди представителей многих этнических групп. Даже таких экзотических для наших мест, как еврейской и немецкой. Все нормальные люди - вполне современны, вполне грамотны, вполне вменяемы. Все согласны с тем, что национальность - понятие довольно условное. За столом мы пьем из одних бутылок и закусываем из одних тарелок. Все пользуются вилками, никто не хватает еду пальцами и не ест "по-собачьи". Мы, наверное, принадлежим к разным этническим группам, но мы - один народ! Раньше его называли советским, сейчас про нас говорят "россияне". Мы живем тихо, нас не слышно, потому, наверное, кому-то в Москве уже кажется, будто нас не существует. Слышно разных горлопанов, они рвут задницу, горланят о "вопросах различия религий", режут евреев в синагогах, в мечетях восхваляют ваххабитов, но все это - на публике, все ради одной цели - остаться "на виду" и поиметь с этого "детишкам на молочишко". Только мало ли что эти придурки кричат? Если всех слушать да на веру принимать - давно надо было б удавиться с тоски.
Нет, Сергей Георгиевич! Мы еще повоюем. Только не за "национальную идею", а против волчьих законов "западной" цивилизации. И в этом деле нам национальные различия не помеха.