>> И, я несколько неправильно вам говорил чуть выше - согласно ленинскому определению, в понятие материи входит один единственный признак - то, что материя - объективная реальность, т.е. существует независимо от сознания.
>Хорошо. Но по-прежнему не ясно, что дает основания считать материю существующей
>? Это же невозможно проверить.
Напротив. Проверяется это успехом нашей практической деятельности.
Когда, грубо говоря, мы, узнав о строении определенного химического соединения, сумели наладить его искусственный выпуск - это говорит о том, что в реальности существовало именно это соединение.
Если бы его не существовало в реальности, а только в мозгу - совершенно непонятны трудности, почему его искусственное получение нельзя было организовать гораздо раньше.
Успех нашей практической деятельности (достижение запланированных целей), ведущейся исходя из предположения реально существующего внешнего мира - свидетельствует, что он действительно существует, а не является - он и мы сами - глюком расстроенного пианино.
>Почему жизнь можно считать новой формой материи, а сознание - нет ?
Потому что жизнь существует в материальном мире, а сознание (как и чувство боли - не существует)
>И то, и другое появилось не сразу, но их появление было закономерным этапом.
>Я понимаю, что что "сознание - не материя" "ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ" и мой вопрос можно
>счесть риторическим, но если Вы случайно знаете почему определение именно
>таково, был бы рад узнать.
Ну, например, потому, что сознание может оперировать несуществующими, нематериальными категориями.
>По Ленинскому определению, основное свойство материи - сущестование независимо
>от сознания, а вовсе не "первичность". Ученый должен был бы проверить именно это
>свойство в первую очередь, а потом уж отмечать схожесть вторичных качеств imho.
А первичность это и есть независимость. Ведь сознание появилось только как особое свойство организованной материи.
>Независимость (насколько я понимаю) означет что материя может быть, а сознания
>может не быть.
>Для случая "социальной материи" это свойство не всегда выполняется (с чем
>согласен Семенов, говоря о "своеобразии социальной материи").
>Да, можно схитрить, заявив, что де материя не исчезает, а меняет форму - с
>социальной на "обычную" при смерти социума. Я согласен, что при таком
>рассмотрении свойство "существует независимо от сознания" выполняется. Но это
>свойство чего ? Материи вообще, а не конкретно социальной формы материи!
Ну, есть же например, полевая форма материи. Она исчезает с исчезновением заряда (для эл-магнитного поля).
>Следовательно, и делать вывод о первичности по отношению к общественному
>сознанию можно только подразумевая "материю вообще", а не "материю социальную".
Ну, сознание появляется только вместе с новым видом материи - социальной материей, которая является частью материи вообще, так что можно говорить и так. Но для целей анализа законов развития сознания и социального движения материи - было бы бесплодно изучать материю вообще - слишком она необозрима.
ТАкже как для изучения полевой формы материи - надо изучать законы именно ее, а не материи вообще.