Спасибо за внимание к вопросам дилетанта, Дмитрий!
>>2. При чтении Семенова у меня вопрос возник - о т.н. "социальной материи".
>><<<
>>Как только был открыт объективный источник общественных идей (социарного
>>сознания) - социальная материя, материализм был достроен до верху, до конца. Он
>>стал теперь материализмом во взглядах не только на природу, но и на общество.
>>Материализм Маркса есть материалистическое понимание не только природы, но и
>>общества, а тем самым и истории. Уже этим он качественно отличается от всех
>>остальных видов материализма.
>><<<
>>В то же время, считается общепризнаным
>>( http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=37977&search=%EC%E0%F2%E5%F0%E8%FF#srch0),
>>что материя - вечна, никем не сотворена.
>
> "Система экономических отношений материальна в том и только в том смысле, что является первичной по отношению к общественному сознанию."
> Ю.Семенов, Материалистическое понимание истории: За и против
Материальна потому что первична, или первична потому что материальна ?
> Разумеется, социальная материя появилась только с появлением производства. И она нематериальна в общепринятом смысле, т.е., бестелесна.
Вот это-то и странно слышать. Материя - нематериальна. Брр...
> Материальность ее только в том, что она _первична_ по отношению к общ.сознанию, определяет его.
Первична в смысле "её существование не зависит от существования сознания", или
первична в смысле, что она это сознание определяет ? Или это одно и то же ?
> Классическое определение материи надо смотреть у Ленина.
> Материя - есть _объективная реальность_, данная нам в ощущениях, которая фотографируется, отображается ощущениями, но существует независимо от них.
Да, но тогда возникает другой вопрос. Как доказать, что материя - существует ?
По-моему, это ничем не легче, чем доказать, что существует бог (уж какое-нибудь
определеньице ему можно придумать). Почему невозможно доказать: потому что
придется как-то проверять свойство "существует независимо от ощущений", для чего
ощущения (и шире - сознание наблюдателя) придется устранить, что повлечет
остановку эксперимента.
Опять же, что значит "существует независимо от них" ?
Возможно, это неправильные толкования, но значит ли это "независимость" -
отсутствие влияния сознания на материю ? Наверное нет: очевидно, сознание
способно влиять на и изменять материю. Значит ли это, что "существование материи
не зависит от существования сознания" ? Для случая обычного сознания и обычной
материи это б-м приемлемо. Но разве неспособно "общественное сознание"
уничтожить, например "социальную материю" (вместе с собой, наверное) ?
> Именно потому, что материя бывает социальной, в этом определении не упомянуто, что она неуничтожима. Социальная материя, безусловно, погибнет с гибелью человечества, к примеру.
Так, может быть, и настоящая материя - не вечна, а гибнет с гибелью вселенной,
например, или бога ? Откуда же взялось требование вечности ?
>>Какие тогда основания распространять термин "социальная материя" на нечто, явно
>>не вечное и (более сомнительно, но всё же) сотворенное ?
> Только те, что эта сущность является _первичной_ по отношению к общественному сознанию.
Требуется разъяснение смысла "первична" - см. выше.