От K Ответить на сообщение
К Антонов Ответить по почте
Дата 22.06.2004 09:53:02 Найти в дереве
Рубрики Либерализм; Катастрофа; Версия для печати

Замечание об <избранности> и <частном>

Одним из методов самооправдания является придание образу жертвы паразитизма признаков
недочеловеков, как у урок и воровок-торговок - да они жить не умеют, как у западоидов -
нести свет цивилизации дикарям, так и у евреев - нас избрал господь.

Конечно, метод <войны всех против всех> ограничен, даже у преступников в банде есть
дисциплина, и уж ни одна цивилизация долго не выживет, если семья будет непрерывным полем
боя. Но и в любой цивилизации есть внутри борьба, не все получается поделить мирно,
например, власть. Да и мало ли их, предметов крайних вожделений, возникает в голове то
одних, то других. Но без них, без условных ценностей, общество не возможно, иначе
деградация до животного уровня, до удовлетворения действительно <конкретной потребности> и
инстинктов. Поэтому можно говорить лишь о балансе эгоизма и альтруизма, о той или иной
конкретной реализации этого баланса и его коренных отличий от других культур. К тому же
общество сложная система, и по этому, по определению, ее жизнедеятельность нельзя свести
как в механике к действию одной силы, из которой с неизбежностью выводится все остальное
(даже у физиков для микромира общей теории, объединяющей все взаимодействия, не получилось
пока создать). Вспомним потуги Гегеля объяснить ход истории через стремление духа к
свободе, или предсказательную силу Марксовой теории, выводящей все из экономического
базиса. Поэтому анализ общества возможен только как многофакторный (много видов
существенно влияющих сил) и многовекторный (много возможных решений при одних и тех же
обстоятельствах). Т.е. мы не должны удивляться как присутствия элементов солидаризма даже
в самой живодерной системе (многофакторность, Пушкин - нас жизнь из противоречий создала),
так и не должны удивляться и вывертам эгоистичности порожденных в нашей системе
(многовекторность, непредсказуемость путей господних, и зло может породить добро, и
наоборот).

Вот отделить бы второстепенное и наносное от главного, общее от частного. Вот Вы подняли
тему, Вам и . . . флаг в руки.

С уважением, Евгений.