|
От
|
RusDeu
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
03.04.2005 20:54:59
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Об эффективности действий партизан
При чтении сборника документов из Центрального государственного архива Белоруссии о партизанском движении в республике, который недавно вышел на немецком языке, обратил внимание на цифру потерь германской стороны, сделанное западными исследователями на основе немецких документов: «От рук советских партизан погибло от 35.000 до 40.000 человек, примерно половину из которых составляли немецкие солдаты»//Sowjetische Partisanen in Weißrußland. Innenansichten aus dem Gebiet Baranoviči. 1941-1944. Eine Dokumentation. [Советские партизаны в Белоруссии. Взгляд изнутри Барановической областию 1941.1944ю Сборник документов]. München 2004, S. 22
Об этом издании см. краткую рецензию:
http://www.inosmi.ru/print/210507.html
Cоставитель и комментатор Богдан Музиаль ссылается при этом на сборник статей под ред. A. Amstrong о советских партизанах, изданном в 1964 г.
Уже в этом году вышло довольно содержательное диссертационное исследование о роди вермахта в оккупационной политике в СССР преимущественно 1941 года. К сожалению, автор в своей работе опирался только на немецкие архивы и публикации на западноевропейских языках:
- Klaus Jochen Arnold: Die Wehrmacht und die Besatzungspolitik in den besetzten Gebieten der Sowjetunion. Kriegführung und Radikalisierung im „Unternehmen Barbarossa“ [Вермахт и оккупационная политика на захваченной территории СССР. Ведение войны и радикализация "операции Barbarossa"]. Berlin 2005
Это исследование в данном контексте интересно тем, что автор предпринимает попытку квантифицировать потери немецкой и советской стороны в ходе партизанской войны за июнь 1941 – июнь 1944 (с. 462 – 480). По его предварительным и неполным подсчетам, в тылу группы армий Центр (охватывала, как я понял, прежде всего территорию Белоруссии и центральных областей России) потери немецкой стороны убитыми, ранеными и пропавшими без вести составили 39.568 человек. Здесь учитывается немецкие, венгерские и французские соединения (?) плюс местные коллаборатеры (полицейские, служба порядка, бургомистры, чиновники). При этом не учитываются потери военных железнодорожников и других полувоенных соединений.
Любопытства ради решил посмотреть, а что же по данному поводу пишется в российских изданиях. И был весьма поражен, найдя в претендующем на солидность исследовании 2001 г. следующее утверждение:
«Партизанское движение и подпольная борьба с немецко-фашистскими оккупантами имели большое политическое и стратегическое значение. Патриоты нанесли огромный материальный и людской урон фашистской армии и оккупационной администрации. Они уничтожили, ранили и пленили свыше 1 миллиона солдат и офицеров вермахта, военно-строительных формирований, чиновников, колонистов и др. Партизанами и подпольщиками убито 67 генералов сухопутных войск, войск СС и ряд других крупных военных чинов, пленено около 45 тыс. солдат и офицеров, в том числе и 5 генералов.»
Из книги: Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева. Москва “Олма-Пресс” 2001
http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter5_13_07.html
Как и следовало ожидать, эти астрономические цифры потерь противника берутся, без малейшего анализа или обоснования, погодовой динамики и др. моментов, из одной пропагандистской работы «застойного» времени: Пономаренко, П.К. Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков. 1941-1945. М., 1982, с. 442-443.
Вообще то вышеуказанное утверждение поражает своей безграмотностью и бессмысленностью: в одну кучу сваливаются все: и оккупанты, и чиновники, и колонисты (?), и мифические «др.» Где же «Hilfswillige» и пр. коллаборанты, хотя они составляли значительный процент потерь от партизанских действий. Отсутствует разбивка по годам и пр. Потери партизан вообще не рассматриваются. Такие откровенные «ляпсусы» ставят под вопрос научную достоверность всего исследования под рук. генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева.
А интересно, опубликован ли где-нибудь список убитых и особенно плененных партизанами генералов? И терминологическая проблема: если теракт был сделан специально подготовленными и засланными за линиею фронта сотрудниками НКВД, то корректно ли считать убитых генералов/офицеров – погибшими от рук партизан? В книге Алексея Попова: НКВД и партизанское движение. М. 2003 утверждается, что два генерала были ликвидированы Особой группой при наркоме НКВД СССР под рук. капитана ГБ Дмитрия Медведева - партизанский отряд «Митя» (с. 59).
Куда девали пленных солдат и офицеров? Насколько можно понять из мемуаров и документов, пленных партизаны практически всех расстреливали.
Недавно опубликованный фундаментальный труд "Великая Отечественная война 1941-1945. Книга 4. Народ и война. М. 1999" не вносит никакой ясности в этот вопрос, отделываясь туманной фразой: «Только партизаны убили и ранили сотни тысяч солдат и офицеров вермахта, их сообщников, совершили более 20 тыс. крушений эшелонов, подорвали 120 бронепоездов, вывели из строя почти 17 тыс. паровозов и 171 тыс. вагонов, взорвали 12 тыс. мостов на железных и шоссейных дорогах, уничтожили или захватили свыше 65. тыс. автомашин.» (с. 153, автор раздела А. Князьков). Есть ли вообще серьезные исследования российских ученых на предмет верифицирования материального ущерба (о живой силе уж не говорю), нанесенного партизанами врагу, можно ли считать вышеприведенное хоть как-то приближенное к реальности?
В новейшем исследовании (по крайней мере, по дате выхода в свет) тот же Князьков опять на полном серьезе утверждает, что «партизаны Украины, Белоруссии и западных областей Российской Федерации с июля по октябрь 1943 г. пустили под откос 2.946 эшелонов, в результате крушения которых разбилось 2.807 паровозов, 25.528 вагонов и платформ, погибло более 100 тыс. гитлеровцев», из: Князьков А.: Оккупационный режим. Партизанское движение//Война и общество. 1941-1945. Книга 2. М.: Наука 2004, с. 264-292, здесь с. 283.
Ознакомление со первичными документами так же мало дает в этом отношении осмысленной фактуры. Речь идет, к примеру о материалах по партизанскому движению в серии «Русский архив», издательства ТЕРРА:
- Русский архив: Великая Отечественная. Партизанское движение в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.: Документы и материалы. Т 20 (9). М. 1999, 672 с.
Конечно, нельзя принимать всерьез сведения о результатах дейсвий партизан на территории Белоруссии за годы оккупации, приведенные в справкеЦК КП (б) Белоруссии от 15. апреля 1944 П.Пономаренко: «Итоги боевой деятельности белорусских партизан за два с половиной года Великой Отечественной войны характеризуются следующими данныит:
- Истреблено немецких солдат и офицеров – 368.515
- Истреблено солдат вассальных армий и полиции – 19.030
- Ранено солдат и офицеров противника – 84.126
- Взято в плен солдат и офицеров противника – 4.106 чел...»
(с. 523)
Эти данные полностью противоречат не только вышеприведенным расчетам Klaus Jochen Arnold-а, но и в этом же томе приведенными потерями партизан: с 15 июня 1942 по 15 февраля 1944 г. потери партизан Белорусского штаба составили 8.297 чел. (!!!), в том числе 7.814 убитых и умерших, 483 пропавших без вести +1.494 дезертировавших и расстрелянных за предательство. При этом общее кол-во людей за время войны, принимавших участи в партизанском движении, составляло в Белоруссии 145.038 чел. (Из отчета о работе отдела кадров Центрального штаба парт. движения с 15. июня 1942 по 15 февраля 1944 г., с. 480, 485)
Видимо, сводки составлялись из подобного рода докладов: «На станции Бычиха находится немецкий гарнизон. Первый, третий и четвертый партизанские отряды 15 июня организовали внезапный налет на гарнизон. В завязавшемся бою партизаны истребили 72 немецких солдата, 95 полицейских и 2 полицейских взяли в плен. Уничтожили 4 дзота, один нефтесклад, один гараж, 8 грузовых и 1 легковую машину, взорвали 5 железнодорожных мостов (!)... сожгли станцию Бычиха и помещение немецкой комендатуры. Таким образом, гарнихон был полностью разгромден. ... Потери партизан: убитых – 2, ранено – 5 человек» (с. 244-245, из доклад члена Военного Совета 4-й Ударной армии секретаря Витебского обкома ВК(б) Б Стулова, 1. августа 1942 г.). Как привык тов. Стулов приписками заниматься в мирное время, так и продолжает в военное...
Все бы ничего, можно реляции Пономаренки и иже с ним на условия войны списать, на «ложь во спасение». Но ведь данные материалы по противнику, отчеты об ущербе, описание боевых действий и пр. предназначались не для открытой печати, не для пропагандистских целей, а прежде всего для «внутреннего употребления». И здесь соотношение потерь сторон однозначно превосходило даже официальные сообщения Совинформбюро по фронтовым сводкам: на одного погибшего партизана приходилось не менее 20 убитых гитлеровцев. И возникают вопросы: почему не боялись такую туфту в отчетах писать, ведь на заводе в тылу могли за сотую долю таких приписок запросто под суд и расстрельную статью подвести? Или как составители на низовом уровне, так и получатели наверху сами искренне верили в эти ни с какой реальность не согласующиеся данные по истребленным гитлеровцам и уничтоженной матчасти?
Моя лично точка зрения, если кратко: это из той же серии, как и чеченский пулеметчик Ханпаши Нурадилов с его мифическими 920 убитыми фашистами, 12 пленными и 7 уничтоженными пулеметами. Еще более интригующь следующий вопрос: какой смысл в настоящее время заниматься фактической профанацией и окарикатуриванием такой серьезной и трагической темы и продолжать тиражировать эти, мягко говоря, весьма сомнительные сведения о результативности партизанских действий?