От А.Никольский Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 23.03.2005 20:40:27 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Политек; Версия для печати

Участник форума о перспективах RRJ и Ан-148

Бизнес
23.03.2005
Летающая политика
Авиапромы Украины и России начали войну за региональный самолет
Владимир Степанов
Предприятия российской авиастроительной отрасли начали подготовку к запуску
в производство двух конкурирующих региональных самолетов - Ан-148 и RRJ
(Russian Regional Jet). По мнению специалистов, оба проекта имеют свои плюсы
и минусы. Но окончательное решение будет опираться не на технические или
коммерческие преимущества, а на политические соображения.
Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО), входящее в
холдинг <Сухой>, ведет активные подготовительные работы к запуску весной
этого года в производство первых деталей RRJ, сообщил главный инженер НАПО
Владимир Манохин. По его словам, первый авиалайнер нового семейства должен
подняться в воздух в четвертом квартале будущего года. Вместе с тем
президент Путин на встрече с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко
высказался в поддержку совместного производства Ан-148. До визита президента
на Украину российская сторона намеревалась прекратить финансирование
проекта. <Я воспринял это как сигнал к действию,- признался гендиректор
Воронежского авиазавода ВАСО Вячеслав Саликов.- Теперь любой, кто встанет на
пути реализации этого самолета, пойдет против политики российского
президента>. <Поддержка от Путина - знак заказчикам, солидарным с нашей
программой>,- соглашается начальник отдела маркетинга АКБ им. Антонова
Александр Кива.
<Программа Ан-148 является не просто бесполезной, но и вредной для
российской авиапромышленности,- считает замдиректора Центра анализа
стратегий и технологий Константин Макиенко.- Это локальный проект, который
имеет перспективу продаж только в России и СНГ. Это означает, что спрос
составит в лучшем случае до 100 самолетов в течение десяти лет. Такие
продажи не обеспечат загрузку даже Воронежского авиазавода, не говоря уже
обо всем российском авиапроме>.
<Украинский проект дешевле, так как рабочая сила на Украине дешевле,-
говорит начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова.-
Дешевле будет и проводить там испытания>. <Да, RRJ - более дорогой самолет,
но он - единственный прорывной проект, который имеет глобальные перспективы
продаж до 800 машин за десятилетие,- возражает Константин Макиенко.- То есть
около 80 самолетов в год, больше чем это предусмотрено индикаторами
"Стратегии развития российского авиапрома до 2015 года". Поэтому все ресурсы
государства должны быть сосредоточены на его реализации>.
<Ан-148 - более русский самолет, чем RRJ>,- утверждает пресс-секретарь
<Ильюшин Финанс Ко> Андрей Липовецкий. <Хотя более 60% стоимости Ан-148
будет создаваться в России, вся документация на самолет будет принадлежать
стране, где в настоящее время у власти находится антироссийский политический
режим>,- опровергает Константин Макиенко.
<Если проукраинские лоббисты в России добьются государственной поддержки
этого проекта, это будет означать, что Россия финансирует чужой авиапром,
оставляя крохи собственным предприятиям и КБ,- продолжает аналитик.- На
российские деньги АНТК Антонова создаст действительно конкурентоспособное на
мировом рынке предложение>.
<Я думаю, что вопрос будет решаться на высшем уровне, и дело даже не в
конкурентных преимуществах той или иной модели>,- полагает Наталья Одинцова.
<Государство должно донести до господ Лебедева, Кулакова и Рубцова
(Александр Лебедев - депутат ГД, экс-президент НРБанка; Владимир Кулаков -
глава администрации Воронежской области; Александр Рубцов - Гендиректор
лизинговой компании "Илюшин Финанс Ко".- "Бизнес"), что они должны
прекратить свои подпрыгивания в пользу Ющенко и Тимошенко и начать проводить
политику, отвечающую национальным интересам страны, гражданами которой они
являются>,- подытоживает Константин Макиенко.