От nebo Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.03.2004 22:19:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; ВВС; Версия для печати

критика "Вариант Бис"

Привет!

нашел на работе интересные комментарии к сабжевему произведению, лежат в ж/д интранете.
Ваши комментарии?

Критика и замечания





1) - Война не позволила нам реализовать программу <Большого океанского
флота>. Она реализована лишь частично. Она реализована с опозданием. Но она
не была отвергнута полностью. В этом году вступают в строй первые ее
корабли, в числе которых линейные корабли и линейные крейсера. Для охраны
тяжелых кораблей на переходах и придания им боевой устойчивости головной
легкий крейсер проекта <шестьдесят восемь> был закончен как легкий
авианосец. Название авианосца - <Чапаев>. Его технические характеристики вам
знать не обязательно, за исключением единственной: на борту будет находиться
сорок пять самолетов, преимущественно истребители. Даже один современный
тяжелый авианосец может поднять в воздух до девяноста самолетов:
торпедоносцев, истребителей, пикировщиков. Задачей авиагруппы <Чапаева>, то
есть тех машин, которые он будет нести, станет их уничтожение. Подумайте
сами, какого класса летчики должны быть в авиагруппе <Чапаева>, если заранее
известно, что на каждого придется минимум по четыре противника. И если
прорвутся хотя бы несколько из них - линейные корабли могут не выдержать
удара.



Головной крейсер пр.68 <Чапаев> строился в Николаеве, а не в Ленинграде. Но
у нас фантастика - простим... или нет?

И действительно, во время войны рассматривалась возможность создание на базе
этого проекта авианосца







2) Э-э-э... Да на том же, что и сейчас, в принципе. ЯКи. Усилена
конструкция... Крюк там, крылья складываются - всякие морские штуки...
Сборка штучная, дерева - ноль... Так, - он полистал затрепанный блокнот с
плотной непроницаемой обложкой и прошивкой из толстых шнуров. - Двадцать
восьмого у нас запланировано с Яковлевым, смотрим машины. Ага, на двадцать
восьмое - ЯКи-третьи, их в основном составе двадцать четыре, через три дня,
в Монино - уже ЯКи-девятые, в том числе серии <Д>*. [Фактически, ЯК-9Д и
ЯК-9ДД. Дальний и сверхдальний варианты истребителя, выпускавшиеся довольно
заметной серией. Участвовали, в частности, в сопровождении американских
<летающих крепостей> в челночных рейсах с использованием советских
аэродромов.] Слышал про такие?

Как мне приходилось читать, именно Яковлев делал проработки палубного
истребителя. На основе Як-9. Вообще, мне непонятен разнобой конструкций - у
каждой эскадрильи свой тип истребителя. Это же весьма неудобно, да ще на
таком маленьком авианосце. Не проще ли было иметь только Як-9ДД, а ежели
далеко лететь не надо - залить меньше топлива.









3) Старый знакомый ЯК, узнаваемый в любом ракурсе, выглядел стремительным,
застывшим на мгновение в напряженной позе зверем. От ранних типов он
отличался как лихой кавалерист от замотанного дорогами пехотинца. ЯК-первый
был солдатом неба, вытянувшим на себе, наверное, почти полный год войны,
<седьмой> и <девятый> за ним - простые и надежные, как штык, созданные,
чтобы держаться за небо зубами. Но <девятый-У>* [ЯК-9У. Несмотря на тот же
цифровой индекс, истребитель был радикально переработан по сравнению со
своим прототипом - истребителем ЯК-9. Мощный двигатель в 1650 л.с.,
выдающиеся скоростные и маневренные данные сделали его одним из лучших
легких истребителей конца Второй мировой.], уже прозванный <убивцем> или
<убийцей>, в зависимости от воздушной армии, и ЯК-3, еще не заслуживший
никакого особого прозвища, были птицами другого полета.]

Опа! У нас ВК-107 в серии! Что тогда помешало запустить в серию Микулинский
АМ-39 (1950 л.с., турбокомпрессор, промежуточных охладитель наддувного
воздуха, приспособлен для стрельбы через ось винта). Именно в ожидании этого
двигателя Поликарпов задержал свой проект высотного истребителя (со
скоростью свыше 700 км/ч)... который у него отняли и отдали Микояну - в
серию пошли как МиГ-1 и МиГ-3 с АМ-35. А если на него поставить АМ-39, ШВАК,
бронестекла - то получим истребитель, конкурентноспособный до конца войны.
Беда была с Микулинскими моторами - делал их один завод и все его мощности
задействовались под выпуск АМ-38 (а потом АМ-42) - для Ильюшинских
штурмовиков.









4) Юркий ЯК крутился в горизонтальной плоскости, как змея, ловящая свой
хвост, замыкая вираж секунды на три-четыре быстрее, чем любая машина,
которую им приходилось видеть до этого.

А И-15, И-153, И-16?







5) Почему - стало понятно, когда летчики увидели корабли. Скороговоркой
прочитанные правила поведения на территории режимных предприятий были забыты
за секунду. Прямо за второй, <внутренней> проходной с громадными сплошными
воротами, которые прорезала полоса стандартной широкой <железки>, находился
огромный стапель, торцом уходящий к реке. Неподвижной охряно-черной громадой
возвышался на нем не поддающийся охвату глазом гигантский корпус с зубцами
листов обшивки, наращиваемых поверх чудовищно тяжелых ребристых дуг силовой
конструкции. Повсюду, насколько было видно глазу, сверкали искры, выбиваемые
паровыми молотами, с силой бьющими по металлу, куда суетливые рабочие с
головами, закутанными в танкистские шлемы, утапливали заклепки. Грохот стоял
неимоверный.

Немцы летают над Ленинградом, разносят его вдребезги - и при этом упорно не
желают замечать вовсю работающие заводы, расположенные в черте города! Там
же корабли строились на открытых стапелях! Автору необходимо объяснить, как
это могло случиться









6) Ведущий гостей заводской инженер с красной повязкой на руке, плохо
скрывая улыбку, объяснил, что корабли строят циклами - и тому, который они
видят перед собой, до готовности еще года два или три. А вот к уже
построенным кораблям они сейчас пойдут. Идти пришлось долго, со всех сторон
звенело и грохотало, бегал туда-сюда шустрый паровозик с коротким хвостом
платформ, нагруженных гнутыми стальными листами. На каждом новом участке у
них проверяли пропуска - похоже, даже заводским рабочим не дозволялось без
дела шляться куда не положено.

- Вот и дошли, - сказал инженер, утирая рукавом пот со лба. Солнце поднялось
уже высоко и денек оказался довольно жаркий.

Корабль стоял у причальной стенки, крепко прихваченный к ней тремя десятками
стальных тросов по всей длине борта. Размеры его просто не укладывались в
голове - он доминировал над окружающим, как московские высотные здания.
Широкий, как чаша стадиона, мрачно-черный, с провалами дверей, он уходил
вверх этажами, каждый последующий более узкий, чем предыдущий, как ханойская
башня. Через каждые несколько метров на корабль от бетонной кромки причала
были перекинуты мостки, по которым ходили и бегали мастеровые. Весь причал
был покрыт нитками железнодорожных путей, штабелями стальных уголков и
массой прочего кораблестроительного барахла, вкупе с несколькими подъемными
кранами все это создавало радующую глаз специалиста картину заключительного
периода достроечного ажиотажа.

Мастеровые - ну и слог! <А в субботу на вербной неделе...> И вовсе <весь
причал> - в смысле, достроечная стенка, не покрывают <кораблестроительным
барахлом>.



7) Сине-оранжевые сполохи электросварки били по глазам с нескольких сотен
метров. На одном из ярусов кормовой надстройки сразу несколько рабочих,
согнувшись и прикрыв лица закопченными щитками, приваривали на свободное
место детали основания зенитного гнезда. Стрела крана уже подвесила медленно
раскачивающуюся на тросах счетверенную установку почти над головами
сварщиков, а группа монтажников и стропарей курила, дожидаясь окончания
сварки. Вообще корабль выглядел практически готовым, несмотря на муравьиную
суету на его поверхности.

А контроль качества сварных швов? А проверка геометрии основания? И пр.











8) Это, тем не менее, был не линкор. Даже с небольшого расстояния
удивительно похожий на него силуэтом и архитектурными деталями, головной
корабль проекта 69 являлся <убийцей крейсеров> - линейным крейсером,
сочетавшим в себе скорость, мощь вооружения и толщину брони,
сбалансированных талантом отечественных конструкторов почти до идеальных
пропорций. <Кронштадт> и его младший брат <Севастополь> были детищем плана
адмирала Галлера и любимой игрушкой самого Сталина, любившего эти корабли с
необычной даже для его неуравновешенной натуры страстью. Вступив в строй
лишь полгода назад и ни разу не отойдя от кронштадтской крепости дальше, чем
на сотню миль, громадный корабль был полностью готов ко всем многообразным
проявлениям современной морской войны.

Да, Сталин до крайности любил линейные крейсера...









9) Этому способствовало и то, что заложенные в 1941 году и только-только
вступающие в строй американские корабли типа <Аляска>, очень похожие на
<Кронштадт> по своим характеристикам, тоже изначально классифицировались как
- линейные крейсера.

<Аляски> имели весьма слабое бронирование - 127мм пояс так как
предназначались для борьбы с японскими тяжелыми крейсерами











10) Конечно, чрезвычайно повысило бы боевые возможности авиагруппы включение
в ее состав торпедоносцев. К сожалению, небольшая длина взлетной палубы
<Чапаева> не давала возможности взлетать тяжелым самолетам, а для
приспособленного к действиям с авианосца ближнего бомбардировщика СУ-6
отечественная 935-килограммовая авиационная торпеда 45-36АН, принятая на
вооружение только в 1939 году, была слишком тяжела, другой же в стране не
было. Так что единственной ударной силой авиагруппы стала эскадрилья
<Сухих>.

Су-6? (Кстати, не ближний бомбардировщик, а бронированный штурмовик) На
дворе 1944, значит уже разворачивается серийный выпуск Ил-10! Зачем плодить
типы машин? И, опять же о авиамоторах - если на этих Су-6 стоит АМ-42 - то
нет вообще никакого смысла отдавать им предпочтение перед Ил-10, а если
М-71... Значит мы имеем М-71 в серийном производстве. Где тогда или
Поликарповский И-185 или Лавочкинский Ла-5 с М-71 (такой вариант
испытывался). Оба эти истребителя показали выдающиеся характеристики и,
несомненно, какой-то из них пошел бы в массовое производство. Автор вообще
неравнодушен к Якам









11) Кроме <Петропавловска>, противопоставить им было практически нечего
<Петропавловск> смогли достроить? Значит немцы в преддверии войны все-таки
полностью выполнили контрактные обязательства перед своим врагом?!





12) К сорок второму МИГов и заслуженных <ястребков> Поликарпова сменили
ЛАГГ-3 и ЯК-1

(И-16 летали до середины 43-го. И небезуспешно. Про МиГ я уже писал.





13) На земле в бой пошли новые Т-34 и первые ИСы, и доля психических
расстройств в боевых потерях германской армии подпрыгнула еще раз.

Первые ИС-ы были слабовато вооружены - 85-мм пушка очень сильно уступала
немецкой 88-мм пушке <Тигра>. Да и 75-мм пушке <Пантеры>. Кстати, почему
автор обошел своим вниманием <Пантеру> - едва ли не самый удачный и опасный
немецкий танк?




14) Впервые появившиеся над полем боя ТУ-2...

А почему он появляется только в 44-м? Реально его производство было
задержано больше волевым решением Сталина, чем объективными причинами - уж
эту ошибку можно было поправить




15) Тяжелые танки со скоростью втрое большей, чем у <Королевских тигров>

<Королевский тигр> на шоссе по паспорту развивал 30км/ч с хвостиком, ИС-2 -
37-38 км/ч. Где тут втрое?







16) Истребители, встречи с которыми всем самолетам Люфтваффе было приказано
избегать любыми средствами.

Да ладно. Як-3 и Ла-7 были прекрасные истребители, но немцы были вполне
конкуретноспособны. Может перепутал с танком ИС-2 - вот с ним были запрещены
открытые бои









17) За это лето были сформированы сорок новых авиаполков ПВО, плюс восемь
ночных - в основном на базе отдельных эскадрилий ПВО или же эскадрилий,
выведенных из составов уже действующих частей. То есть - на костяке
ветеранов, пополненные до штатного состава, полностью снабженные всем
необходимым и подготовленные для ведения боев на большой высоте. Это около
полутора тысяч истребителей, и это именно тот фактор, который позволяет нам
надеяться, что воздушная граница будет прикрыта достаточно надежно.

- Вы полагаете, что полторы тысячи истребителей смогут то, чего не смогли
немцы?

- Разумеется, нет, товарищ Сталин. Но сорок полков, как я сказал, - это лишь
вновь сформированные части, которыми мы можем свободно маневрировать. Кроме
них имеются уже давно действующие части ПВО, прикрывающие важные
промышленные объекты и крупные города, а также почти семь тысяч истребителей
фронтовой и флотской авиации, которые даже если и не будут завязаны на
противодействие тяжелым бомбардировщикам, то вполне способны пересчитать
ребра фронтовой авиации предполагаемого противника, которую я считаю просто
слабой. Ну и вполне на равных подраться с истребителями прикрытия.

- То есть вы считаете, что наша истребительная авиация сможет выдержать этот
удар и не будет съедена за несколько месяцев, как немецкие истребительные
группы до этого?

- Нет! - На лице Новикова вновь отразилась злоба, он даже взмахнул кулаком.
- У нас есть более тысячи тех же американских истребителей - преимущественно
<аэрокобр> - и по две с половиной тысячи только новых <Лавочкиных> и
<ЯК-девятых>. Большинство наших летчиков являются обстрелянными ветеранами,
многие воюют не первый год - а американцы меняют свой летный состав каждые
несколько месяцев! Может быть, в бою один на один их истребители технически
и превосходят наши, но в любой мало-мальски продолжительной кампании мы их
просто задавим! Американцы не способны выносить потери! Нам даже не надо
сбивать все эти тысячи самолетов сразу, никто на это и не претендует. Но
одна-две попытки рейдов, столкнувшихся с решительным противодействием,
одна-две драки в полную силу - и они сами откатятся назад, не выдержав
уровня потерь.

Он прижал руки к груди - так ему хотелось, чтобы его наконец поняли и
поверили.

- Значит так, - Сталин остановился у своего стола, стоящего перпендикулярно
к остальным, и положил трубку в массивную пепельницу.

- Сорок полков - это, конечно, мало. Все то время, которое у нас осталось,
вы, товарищ Новиков, должны потратить на усиление авиации ПВО. Какие машины
сведены в эти полки?

- Шесть полков двухмоторных ПЕ-3* [Истребительный вариант бомбардировщика
ПЕ-2, достаточно широко применявшийся в частях авиации ПВО и флота.], четыре
<Лавочкиных>, остальные - разные типы ЯКов, с большой долей тяжелых пушечных
вариантов, - мгновенно отозвался главмаршал.

- Мало. Товарищ Шахурин* [Нарком авиастроительной промышленности. После
Победы был репрессирован по <Делу авиаторов>.], заводам номер 26 и номер
466* [Расположенные в Уфе и Горьком моторостроительные заводы, выпускавшие
большую часть авиадвигателей для производившихся в стране истребителей.] -
немедленно усилить выпуск, план в течение месяца увеличить в полтора раза,
перебросить все возможные ресурсы, людские, сырьевые, все.
Самолетостроительным заводам, выпускающим указанные типы истребителей, также
увеличить выпуск настолько, насколько позволят площади. Часть полков
разрешаю создать на базе отдельных эскадрилий фронтовых частей, но ни в
коем, ни в коем случае не ослабляя саму фронтовую авиацию. За это вы,
товарищ Новиков, отвечаете перед всеми нами.

.....

- И восемь полков ночных истребителей - это, товарищ Новиков, тоже мало.
Нужно по крайней мере тридцать! И времени у вас для этого будет мало, так
что поработать вам придется!

Длинная цитата, прошу извинить. В Горьком авиамоторов не делали! И вообще -
вот товарищ Шахурин выходит из кабинета товарища Сталина, идет в свой
кабинет, вытаскивает из аквариума золотую рыбку и говорит ей: <Смилуйся,
государыня рыбка, пуще прежнего тов.Сталин взбеленился, требует увеличение
выпуска перехватчиков на 50%...> А рыбка ему отвечает: <Не печалься,
тов.Шахурин, ступай себе с Богом...>. Как он напряжет заводы, и так
работающие на пределе, еще на 50%?!!!. Бред!















18) Средства, выделяемые на подготовку кораблей, проходили отдельной
закрытой ведомостью в делопроизводстве флота. Стрельбы они проводили не раз
в месяц, а три в неделю, меняли лейнера и снова стреляли, а ходили в море
столько, сколько позволяли планы обслуживания механизмов. Кузнецов считал,
что <Кронштадт> готов к бою в любую минуту, <Чапаев> - также, но без
авиагруппы. <Советский Союз>, вступивший в строй позже всех, он предпочел бы
доводить до максимальной готовности еще месяцев шесть - линейные корабли
все-таки являются становым хребтом флота. Тем не менее нарком гарантировал,
что случись линкору выйти в море завтра, и он вполне способен будет за себя
постоять.

Крупные корабли жрут только нефть - эшелонами! Практически невозможно скрыть
такие масштабные перевозки







19) Третий день на Балтике шли маневры. Учились эсминцы, учились крейсера,
над Финским заливом проносились эскадрильи самолетов. В отличие от
масштабных учений предвоенных годов, когда в заключительных маневрах конца
сезона упор больше делался на тактику - как хорошо сумеет командир флота
<красных> условно перетопить <синий> флот с помощью имеющихся у него сил, -
в данном случае было не до оперативных изысков. Открытая Балтика была
нашпигована минами, там встречались германские субмарины, а то и торпедные
катера, и лишний раз соваться сюда крупными кораблями было не слишком умно.
В ограниченной акватории залива корабли эскадры отрабатывали совместные
эволюции, проводили многочисленные стрельбы, нарабатывали ходовые часы и
автономность. Такого не было давно - слишком уж много сил отнимала настоящая
война, чтобы чему-то еще учиться на маневрах. Война производила естественный
отбор по своим законам, и уцелевшие воспринимали это как должное: я выжил,
значит, я лучше.

Маневры в разгар войны, в кишащем минами море, под угрозой атак подводных
лодок и авиации противника - я такого еще не слыхал! Вот уж действительно:
<Х-ня война, главное - маневры!>







20) Настоящие моряки в это время шли по заливу в кильватерной колонне,
возглавляемой линейным крейсером, и сигнальщики на крыльях мостика, щурясь
от долетающих даже сюда брызг, всматривались, в темнеющий восточный
горизонт, из которого могли выскользнуть тени атакующих глиссеров или низкие
силуэты расходящихся веером эсминцев

Это что за глиссера? Такие, как во <Вратаре>, с воздушными винтами? А может,
умерить писательский пыл и сказать просто - торпедные катера?









21) Через две недели в Кронштадт должны были перегнать новенькие машины с
мощным, малосерийным пока двигателем ВК-107 А, дававшим на четыреста
лошадиных сил больше серийного <сто пятого>, но многие относились к этому с
сомнением - слишком уж много проблем всегда было с новыми моторами,
оказывающимися на поверку сырыми и опасными. Летчик в бою вообще не должен
думать о моторе, у него достаточно других проблем. Приборная доска
современного истребителя содержит десятки приборов, оглядывать которые в бою
нет и не может быть времени, и если положения переключателей пилот меняет
вслепую, то времени читать показания циферблатов в тот момент, когда кто-то
на тебя заходит, у тебя уже не будет.

Правильно, нет времени у летчика размышлять - поработает еще двигатель, или
встанет. Это, среди прочего, погубило МиГ-3 - плохая надежность двигателя. А
уж в море - только проверенный ВК-105!









22) Большая война все же ощутимо приближалось. Американцы попытались
прощупать наши войска на юге, послав пару десятков <лайтнингов> прошерстить
прифронтовые дороги. Под штурмовой удар попала советская механизированная
колонна, прикрывающие одну из них зенитные самоходки М-17 с
четырехствольными <Кольт-Браунингами> сумели одного завалить. Подошедшие ЯКи
сбили с наскока еще пару, приняв их за Me-110, а разобравшись, начали
показывать звезды, стучать себя по голове - в общем, намекать на дурость
союзничков.

Скорее уж за <Раму> - на мой взгляд, <Лайтнинг> по силуэту скорее походит на
нее, чем на Ме-110







23) Если бы страна могла строить линкоры на севере! Но об этом не приходится
и мечтать.

Все дружно падаем! А Молотовск (ныне Северодвинск), где строилась часть
серии линкоров? Нехорошо, господин автор, не знать подобных вещей!







24) Верховный и Ставка давили на Говорова, который входил в Данию на
цыпочках, нужно было в быстром темпе перебрасывать на захваченные прибрежные
аэродромы свою авиацию, переводить тральщики и начинать чистить фарватеры,
которыми советские моряки не ходили несколько лет. Существовал Кильский
канал, но бомбежки превратили его в цепочку вытянувшихся с востока на запад
грязных мелких луж, шлюзы лежали в руинах. Нужно было кончать с 21-армией,
вырываться к Голландии и Скагену, чтобы уже на новых позициях, максимально
отдаленных от родных городов, встречать подходящих к раздаче пирогов гостей.
Все это требовало совершенно разных решений, обстановка менялась со
сказочной быстротой, и реакция обычного человека просто не могла за ней
поспевать. Единственный плюс заключался в том, что демократические принципы
управления западных держав придавали им такую инерцию, что на резких
поворотах истории они не могли достаточно быстро отвечать на смену этой
обстановки и теряли темп

Трудно все-же представить себе прорыв линкоров из Балтики. Англичане тогда
стерегли все выходы в океан так, что даже немецким ПЛ выйти их Балтики было
нетривиальной задачей, а уж линкоры - грех было не заметить.







25) Все это оттягивало и оттягивало силы от задачи номер один: создания
станового хребта противовоздушной обороны в виде многочисленных и
укомплектованных опытными летчиками полков. Обещанные сначала к сорок
третьему, а затем к сорок четвертому году высотные разработки бюро Микояна и
Гуревича так и остались в виде единичных опытных экземпляров - что МИГ-7 и
МИГ-11, что все остальные. Заказанные под них моторы и оборудование
ставилось на ПЕ-3 и высотные ЯКи, это позволило как-то выйти из положения,
но перетяжеленные машины начали терять свои главные преимущества - скорость
и маневренность. В итоге следовало ожидать значительных трудностей в борьбе
с американскими истребителями на большой высоте...

Уже писал - где АМ-39, где М-71. Почему ничего не говорится о Лавочкиных -
даже реально выпускавшиеся были хорошо вооружены и более высотными чем Яки?









26) Погода была для октября вполне приличная, и над эскадрой кругами ходили
несколько МБР* [Морской ближний разведчик МБР-2.], базировавшихся на
разлохмаченный авиацией немецкий гидроаэродром на Косе.

МБР? А что не <Каталина>? Их было немало получено по ленд-лизу, да и
лицензионные были (предвоенной постройки)





27) Веер эсминцев открывался и закрывался вокруг <Союза>, <Кронштадта> и
<Чапаева>, заслоняя их от возможного нападения подводных лодок. К половине
шестого вечера следующего дня, когда корабли проходили группу лежащих между
Готландом и Сааремаа банок, эскадру прикрыли восемь вышедших из Рижского
залива <морских охотников>.

Веер эсминцев... а затем всего 8 охотников? Их должен быть, по сути, не один
десяток!









28) - Четыре дня назад из Риги вышли специально подготовленные суда,
переоборудованные во вспомогательные корабли снабжения, а также несколько
танкеров. Их мы наскребли буквально по сусекам и укомплектовать смогли лишь
в самый последний момент. Не без помощи финнов... - адмирал даже сумел
улыбнуться.

Опять странно выглядит выход кораблей из Балтики. Что им мешало выйти с
Севера? Гораздо меньше проблем с прорывом в Атлантику.









29) - Два дня дается вам на регламентные работы и полную загрузку
боеприпасами и провиантом. В ночь с двадцать пятого на двадцать шестое
отваливаете и с эскортом эсминцев делаете двадцатидвухузловой пунктир до
Пиллау. Пятьсот двадцать две мили без зигзага вы должны пройти за сутки.

- Мины?.. - подал голос Левченко.

- Со вчерашнего дня тральщики непрерывно работают на всех мелководных
участках маршрута

С тральщиками на нашем флоте была просто беда, а здесь - никаких проблем







30) К полудню в док, где стоял <Советский Союз>, пустили воду, и корабль
медленно приподнялся с кильблоков. В миле от входа в канал уже стоял
окруженный буксирами <Кронштадт>, дожидающийся своей очереди на <процедуру>,
до которой еще надо было готовить док к приему отличающегося по конструкции
корабля. Недолгие часы, отводившиеся тяжелым кораблям в единственном крупном
сухом доке Кронштадта, не позволяли провести сколько-нибудь масштабных
работ, но подводная часть кораблей не обрабатывалась с самых испытаний, и ее
чистка и покраска могли дать важную прибавку в скорости и, главное, в
дальности действия

За <недолгие часы> очистку и покраску такого громадного корпуса не сделаешь







31) - У Иванова линкор. У него метлахской плитки на душевые чуть не сто тонн
пошло. А <Кронштадт> - это балерина!!! Как я тридцать три узла выдам, а?

- А сколько выдашь? - адмирал очень серьезно посмотрел на командира корабля.

- Посмотрим, как осадка к Скагерраку будет. Сейчас - узлов двадцать семь,
более-менее. Я бы и <Чапаеву> посоветовал всех лишних на берег отправить, у
него с местом еще хуже должно быть.

Потеря 6(!) узлов хода! Да у него перегруз хуже, чем у 2-й тихоокеанской -
броневой пояс в воде, запас плавучести и остойчивости серьезно уменьшился.
Как они собрались воевать?







32) да и новые моторы давали основания потеть. Они, в принципе, были хороши
и нареканий пока не вызывали - но новое есть новое, и механики с летчиками
относились к движкам с некоторым настороженным прищуром. Отсутствие таких
моторов на фронтовых машинах вызывало подозрение, хотя дело, скорее всего,
просто было в высокой цене новых образцов - слишком жирно было ставить их на
машины, которые все равно в массе гибли раньше, чем вырабатывали ресурс.

Нет, не жирно. Климова пинали с этим ВК-107 всю войну. Но... не удалось
довести до ума.





33) Летчиков поплавковых КОР-2 (их периодически называли еще и Бе-4, по
имени конструктора) готовили не слабее, чем раковскую эскадрилью, тоже много
летали, много искали, бомбили условные подводные лодки, практиковали взлеты
с катапульт... Тоже опытные и суровые были ребята, нечего сказать. Раков
пару человек из них даже знал. КОР-2 был неплохой машиной, хотя и выглядел
как игрушка, его выпускали уже лет семь, маленькой серией, и никогда особо
активно не применяли. Считалось, что для <большого флота> Бериев сделает
новую машину, - но что-то у него, видимо, не заладилось, а может, и
начальство устраивала еще не старая модель, но пока ни о чем другом слышно
не было. Радиус катапультного самолета был не особенно велик, и при встрече
с истребителем он был, в общем-то, обречен, поскольку имел для обороны лишь
один винтовочного калибра пулемет у стрелка. Но в его полезности никто не
сомневался - несколько десятков лишних тонн авиатоплива не были для
<Советского Союза> большой проблемой по сравнению со скорлупкой <Чапаева>.

Бериев сделал новую машину. И в серию она пошла, кажется, в 43-м. А насчет
полезности - несколько десятков тонн авиабензина лучше убрать. Тем более,
что есть авианосец.









34) Тем не менее в каждом корпусе было по два-три типа истребителей, что
серьезно усложняло техническое обслуживание. Хорошо еще, что калибры
боеприпасов не менялись уже почти год: 12,7 миллиметра, 20 миллиметров да 37
миллиметров, сотни ящиков таких патронов ждали своей очереди на складах
полков

Боезапасы не меняются десятилетиями. Как, например, винтовочный патром
калибра 7,62мм, разработанный еще в позапрошлом веке для Мосинской
трехлинейки







35) Именно тогда на тихоходные бомбардировщики набросились похожие на
английские <спитфайры> <Лавочкины> и тяжелые варианты ЯКов с вооружением,
включавшим помимо пушек еще и реактивные снаряды. <Тандерболты> исчерпали
свой боезапас, пытаясь защитить ведомые эскадрильи, но зону отсечения над
морем, как оказалось, контролировали звенья двухмоторных ПЕ-3, и было
слышно, как кричат те, кого они поймали.

Лавочкин с звездообразным двигателем воздушного охлаждения и трапецевидным
крылом похож на <спитфайра> с двигателем водяного охлаждения и эллиптическим
крылом. Приехали.







36) Несколько сотен ЕР-2 и <бостонов> под прикрытием ЯКов с увеличенной
дальностью...

Cмотрим в начале книги - у Водопьянова в АДД несколько десятков Пе-8 да
полторы сотни Ер-2. Откуда резко появляются еще сотни Ер-2?











37) - Парами заходим на эсминцы! Па-ра-ми!

Раков, стоя в кабине бомбардировщика, мотор которого уже разогревался, орал
назад, сложив руки рупором

Вот это асы! Приходится орать в последний момент! А где подготовка к полету,
рации в самолетах в конце концов!







38) Быстроходные лайнеры, превосходящие в скорости любую подводную лодку,
совершали свои переходы в одиночку, эскортируемые только в первые часы после
выхода из порта и последние - уже перед самым прибытием в пункт назначения.
Другие, пересекая Атлантику в составе хорошо охраняемых конвоев, полагались
на пушки крейсеров и эсминцев и противолодочные патрули самолетов с
эскортных авианосцев. Эти были в данной ситуации малоуязвимы, но появление
нового фактора - вражеской авиации в океане, пусть даже в мизерных
количествах, - представляло очень большую опасность для одиночек

......

<Войсковой транспорт <Уэйкфилд> потоплен русскими рейдерами в Атлантике

Правильно, в одиночку ходили <Королевы> с их 30-ти узловым ходом. А здесь
одиночное плавание совершает 22-х узловый лайнер. Вряд ли такое возможно



















39) Громадный линкор, накренившись, описывал широкую циркуляцию. В него
попала одна торпеда - в левый борт, в мидель, слава Богу, а не в
оконечность.............Было ясно, что походу и рейдерству приходит конец,
надо было убираться из Атлантики как можно быстрее. Хорошо, что выдержала
ПТЗ* [Противоторпедная защита.], но вот по поводу маневренности линкора
ничего, кроме матюков, Левченко сказать не мог.

Постоянные наезды на маневренность <Советского Союза>! За что? И еще.
Почему-то то, что раньше называли КПЗ (конструктивная подводная защита),
стали в последние годы звать ПТЗ





40) Группа инженеров из Мучкинского и Чиликинского бюро, развернув простыни
чертежей, рассчитывали варианты контрзатопления бортовых отсеков правого
борта для спрямления возникшего крена

А чем, интересно, они занимались дома? Где заранее рассчитанные готовые
таблицы контрзатопления отсеков?









41) Петр Покрышев, стоя на взлетной палубе среди растянувшихся на ней
офицеров-летчиков истребительных эскадрилий, размахивал кулаком. Никто не
стеснялся лежать при стоящем командире авиагруппы - летчики авианосца знали
себе цену, а самому командиру на субординацию было просто наплевать,
большинство своих подчиненных он знал не первый год, по крайней мере заочно.

- Амет-Хан, так тебя! Ты что делал! Что делал, спрашиваю?!

Молодой смуглолицый капитан с красивыми тонким лицом приподнял густые брови,
не изменив спокойно-безмятежного выражения лица.

- Вцепился в истребителей, в горло прямо, вырезал их со своими желтококими,
а бомберов кто есть будет, я? Я буду?

- Ну люблю я их, командир, люблю! - слова молодого летчика вызвали хохот
среди офицеров, но Покрышев сбить себя с тона не дал.

- Кто ж не любит! Как же, американского истребителя на вкус попробовать,
белую звездочку нарисовать! А вот Иван Никитович не увлекся и своим увлечься
не дал! Нас здесь для чего собрали, <хеллкэтам> хвосты трепать? Мы просрали
линкор, понимаете, просрали, в первом же бою!

- Сам-то... - буркнул невысокий мрачный летчик с одиноким орденом Александра
Невского на гимнастерке.

- Что?! Что ты сказал? Ты, герой Четвертой Пунической, думаешь, я тебя не
видел? Я всех вас видел - и как ты один пикировщик десять минут трепал, я
тоже видел!

- Брось, Петро, ну не гони на ребят, они полностью выложились...

Кряхтя, здоровенный двадцатичетырехлетний мужик, один из самых удачливых
асов военно-воздушных сил, поднялся на ноги и ухватил командира за плечо.
Тот стряхнул его руку.

- Вот кто выложился, Иван, а кто и нет - не надо! Вторая - так точно нет, и
все мы тут это знаем. Александр Иванович, разъясни нам, убогим, как ты с
дюжиной <колод> справиться не мог?

Обалдевший от такого вопроса Покрышкин вскочил на ноги одним рывком,
скуластый, с отеками под глазами.

- Что-то я не понял, командир... - начало было тихое, но все знали, что
взорваться комэск-два способен от малейшего толчка, в нем как будто всегда
плавала капля гремучей ртути, подвешенная на тонкой проволочке. - Если я
помню верно, то ни одна бомба в <Чапай> не попала, иначе бы мы тут не
сидели... И если <колод> мы сбили не особо много, то и сами никого не
потеряли, а вот жопу им надрали вполне по правилам. А что у тебя было,
может, расскажешь нам?

- Живучие, суки, - в голосе комэска-пять была тоска, свой первый бой над
океаном он представлял себе совсем иначе. - Я таких еще не видел, <юнкерс>
ему в подметки не годится, а уж на что крепкая машина. И парень мой погиб.
Совсем худо.

- В пятой было хуже всех, - подтвердил худой высокий офицер, только что
подошедший к собравшимся и утирающий лицо шлемофоном. - Все крылья в дырках,
во такие! - он показал.

- Не в вашу пользу счет, - Покрышев сам помрачнел, гнев на его лице уступил
место решимости. - Потерять машину на таком деле... Всем табуном же били...
Ладно, хватит. Глупо скулить дальше. Скоро вылетаем опять, через минут
тридцать-сорок, если от шестой что-то будет. Идут первая, остатки пятой, -
он взглянул на Покрышкина, но тот ничего не сказал. - Остальные в
зависимости от дистанции. Но вторая уж точно.

Летчики второй эскадрильи застонали, изобразив преувеличенное страдание на
лицах. Несмотря на фактически проигранный <по очкам> бой, настроение у них
было хорошее - американцы на деле оказались не самыми страшными
противниками, в характеристиках их самолетов не было ничего особо
неожиданного. Впрочем, силу батареи крупнокалиберных пулеметов <хеллкэта>
или <корсара> недооценивать никто не собирался - для легких ЯКов даже
несколько полудюймовых пуль могли представлять смертельную опасность. По
этому поводу летчики кстати и некстати употребляли дурацкую присказку <А
кому сейчас легко?>, каждый раз почему-то вызывавшую взрыв хохота.

Опять большая цитата. Но разбор полетов... Словно не испытанные, отобранные,
слетанные асы, а <рыцари небес>, желающие только увеличить собственные счета
сбитых. Получается, что никого не потопили или не повредили только благодаря
везению!











42) Повторять не было нужды. Полковнику было абсолютно ясно, что вся
эскадрилья будет уничтожена зенитным огнем еще до сброса бомб, и без
какой-либо пользы. Если же подняться на десять тысяч метров и бомбить с
горизонтального полета, шансов уцелеть у них будет гораздо больше.
Вероятность попадания упадет почти до нуля, но это хоть что-то. Океан примет
всех.

Шестерка Су-6, развалив строй, отошла, провожаемая непрерывным огнем,
поднялась на максимально возможную для себя высоту - форсируемые моторы с
трудом вытащили их девять с небольшим тысяч. В принципе, на такой высоте
шансы американских тяжелых истребителей резко повышались, но в воздухе их
оставалось всего восемь, а поднять остальные, находясь под атакой, значило
прекратить на какое-то время маневрирование.

Две тройки маленьких русских бомбардировщиков неторопливо мелькали в
просветах облаков. <Беннингтон> оказался единственным кораблем, зенитки
которого были способны добросить снаряд до такой высоты, а это более чем
вдвое уменьшало плотность огня. На этот раз он не очень беспокоил русских -
на описывающий восьмерку авианосец бомбы были сброшены одновременно, и когда
громадные столбы разрывов встали с обоих его бортов, на крейсерах решили
было, что авианосцу конец, но он вывернулся из-под накрытий, не получив ни
царапины и ни на мгновение не замедлив темп стрельбы. Так же неторопливо и
нагло русские удалились.

Раз-два, влезли на тяжело нагруженных штурмовиках на 9500 метров - нечего
делать! И моторы позволили! А бомбим с этой высоты - чуть не на палубу
маневрирующего авианосца бомбы кладем. Чудеса!









43) Имелось еще два только что вступивших в строй <больших крейсера>, и они
как раз проходили подготовку в Атлантике, но американцы всячески
декларировали, что эти корабли не являются линейными крейсерами, а были
всего лишь быстроходными охотниками за крейсерами противника.

Именно так. Я выше писал.







44) Хорошо, если американский - все новые американские линкоры были
задействованы на Тихом океане, а от старых <Кронштадт> легко ушел бы. Хуже,
если встретится британский линкор, а то и линейный крейсер. Последний
расклад грозил <Кронштадту> почти неминуемой гибелью - большинство уцелевших
к сорок четвертому году британских линейных кораблей и линейный крейсер
<Ринаун> превосходили его и в скорости, и в вооружении.

Так зачем перегружали корабль сверх всякой меры? Конструктора старались,
проектировали крейсер на 33 узла - а командирам виднее, грузим без
остановки. Значит конструктора просчитались, надо было меньше скорости и
больше запасов.







45) Было бы хуже, если бы русский линкор был обнаружен уже после выпуска
второй части ударных самолетов для разведки. Впрочем, еще требовалось время
для того, чтобы поднять и имеющиеся. С кораблей охранения авианосца
доносились такие же отрывистые вопли сигналов тревоги - соединение
готовилось к бою.

А прикрыть <Кронштадт> истребителями с <Чапаева>? Это крейсеру идти всю
ночь, самолетам - может час лету от силы









46) Их тряхнуло еще раз, и теперь здорово. Была б башня - заклинило бы, как
пить дать. Нет, точно приняли за <семьдесят шестых>, почти не бронированных,
потому и полезли, чтобы числом смять - раз не вышло из импровизированной
засады сжечь первым залпом половину полка. Потому и полезли на рожон, чтобы
их пукалки могли СУ-76 истыкать, как швейные машинки. <Стюарт> хоть и дерьмо
как легкий танк, особенно по стандартам конца сорок четвертого, но свое дело
знает туго.................Роту они сожгли за десять минут. Все-таки он был,
пожалуй, не прав в своем предположении. Что СУ-85 не похожа на <семьдесят
шестую> - это ладно. Что-то общее в них все равно есть, а строго спрашивать
с никогда не видевших ни того, ни другого было глупо.

Ничего общеего в силуэте Су-85 и Су-76 я не вижу. Если только не подумать,
что все Су-76 дружно едут задом-наперед. J







47) Тонкие черты вынырнувших из темноты силуэтов были непередаваемо
прекрасны той жестокой красотой архитектуры, которая могла восхитить только
профессионального моряка классической линкорной школы. Детали невозможно
было разглядеть, расстояние скрадывало их черты, но сердце замирало от
красоты хищных созданий человеческого гения. Так был красив <Худ>,
переставший существовать в одной мгновенной вспышке разлагающегося кордита,
такими были линейные крейсера эскадры Битти, идущие навстречу своей судьбе,
таким был, наверное, даже немецкий <Шарнхорст>, когда Фрейзер поймал его в
декабре сорок третьего. Похожие на бронированные утюги <Кинг Джорджи> и два
<Нельсона>, составляющие ныне основу боевой мощи Британской Империи на
морях, были отвратительны, хотя и функциональны, и от этого было еще тяжелее
принадлежать к ним в это страшное и интересное время.

Вот тут согласен. Наши корабли действительно красивы.











48) <Ну, давай поворачивай, ты, старая корова!> - про себя выругался
Иванов. Убогая маневренность <Советского Союза> доставила ему массу проблем
еще в <мирное время> - то есть, конечно, в военное, но вне боя. Теперь она
грозила обернуться коллективной могилой для него лично и всего экипажа в
целом.

Да почему все так плохо? Уж не до такой степени!









49) Линкор, отсчитав сорок секунд, медленно начал крениться в другую
сторону, возвращаясь на курс.

Медленно кренимся - это могут быть проблемы еще и с остойчивостью







50) По крайней мере один стамиллиметровый снаряд <Чапаева> проткнул корпус
идущего на максимальной скорости эсминца в концевой группе, окутав его
облаком выходящего пара. Это на ста двадцати кабельтовых. Засекший попадание
артиллерийский офицер <Кронштадта> поклялся себе, что упадет в ноги адмиралу
на представление комендора и управляющего огнем к Герою

Конечно, герой. Дальнобойность зенитных <соток> была 16,5 км / 0,1852 = 89,1
кабельтова! А он - на 120 кабельтовых попал! Не иначе, ветер был попутный J









51) Обзор у ЯКа был ничего - особенно у последних серий, с выпуклым фонарем.

Обзор у Яка, особенно с каплевидным фонарем, был отличный



52) Его внимание привлек американский истребитель, который стоял на крыле
почти вертикально, на вираже пытаясь зайти в хвост точно так же кружащемуся
ЯКу-одиночке. Они находились на противоположных сторонах окружности, но за
то время, пока комэск, пикируя на полном газу, падал на <лайтнинг>, тот
сумел сократить разницу примерно на треть. Еще пара виражей, и двухмоторный
истребитель зашел бы ЯКу в хвост, после чего исход был бы лишь вопросом
времени...................Я не понял только, почему <тридцать восьмой>*
[Американский истребитель Р-38 <Лайтнинг> (<Молния>).] оказался маневреннее
на горизонтали, чем мы, - сказал он под конец разговора.

То Як виражит как бог, то вдруг его Р-38 перевиражил. Что нибудь одно,
господин автор. И скорее всего, <лайтнинг> не сможет перевиражить Яка







53) Он успел очень вовремя шарахнуться в сторону, и жуткая, счетверенная или
сшестеренная очередь прошла мимо. Еще один <лайтнинг> сумел подобраться
сзади.

1-20мм и 4-12,7мм - итого максимум <спятеренная> очередь









54) <Вектор> был уникальным прибором для обнаружения надводных объектов в
ночное время по сравнению интенсивности излучения в инфракрасном диапазоне
от двух соседних или случайно выбранных секторов эллипса, в фокусе которого
сам прибор находился. Его создали и довели до рабочего состояния раньше, чем
появился первый работоспособный отечественный радиолокатор, пригодный к
установке на кораблях, и теперь этот прибор находился на вспомогательных
ролях. Сейчас же, когда вся радиотехника выбыла из строя, именно он сделал
эскадру не окончательно слепой.

Что-то я читал об этом. Кажется, действительно был подобный прибор, правда
стационарный. Работал в Ленинграде.







55) С <Кронштадта> доложили о полученных повреждениях - более десятка
попавших в него шестидюймовых снарядов <Мауритиуса> окончательно превратили
палубу линейного крейсера в мешанину перекрученного железа.

....................

Особенно в этом отношении впечатлял линейный крейсер, на котором, казалось,
не оставалось ни одного живого места. Значительная часть верхней палубы
представляла теперь ровные копченые грани какой-то причудливой пирамиды
ацтеков или майя. Практически весь стальной мусор, захламивший ее после боев
22 и 23 ноября, помноженный еще на бой с <Эссексом> и компанией, был за
последний спокойный день срезан газосваркой и выкинут за борт, куда
последовали и сотни две ведер осколков. Сэкономленные тонны радовали сердце
любого, имеющего доступ к информации о расходе топлива.

Как он смог пройти шторм? При таких повреждениях надводного борта - с резко
снизившимся запасом остойчивости и плавучести









56) Они уже побеждали, чувствуя это нутром. Те разрозненные машины, которые
русские, вымотанные полностью выложившимися, истекающими кровью
истребительными эскадрильями, могли бросить на них, выдернув из боя, уже не
способны были остановить железный таран торпедоносного удара. Двадцать с
лишним торпедоносцев снесут любую эскадру, целей слишком много для зенитной
артиллерии всего нескольких кораблей, как бы плотно ни была поставлена
завеса, шансов у них нет...

За секунду до того, как атакующие ЯКи вонзились в спутанную, переплетенную
мешанину трасс прущей напролом британской фаланги, дикий крик, состоящий
почти исключительно из страха, заставил пилотов и стрелков дернуться в
мгновении ужаса, крутя головами. Затем пришла смерть.

Пятерка светло окрашенных машин, на фюзеляжах которых светились два косо
расположенных белых кольца с матовыми, неразличимыми на такой скорости
эмблемами и короткими рядами красных звезд по бортам, проходила строй
торпедоносцев насквозь, сзади наперед, убивая всех на своем пути. Грохот
пушек и непрерывный, точеный стук крупнокалиберных пулеметов нарастал за
долю секунды, когда выстроившаяся коротким треугольником группа проскакивала
над очередным звеном, вспарывая его целиком. Плотный строй - важнейшая вещь
для обороны от <правильной> атаки, когда стрелки единой массой отбиваются от
атакующих самолетов, передавая цели друг другу. Но он же является
смертельной ловушкой, когда кто-то один, как волк, пробежавший по спинам
овец, врывается в середину отары, не ждавшей удара изнутри

Какого хрена отсиживаются Су-6?? Если не брать бомбы, они будут весьма
опасными двухместными истребителями, да еще сильно бронированными! Вот
получилось бы описание безнаказанного расстрела <сушками> строя
торпедоносцев! Упускаете, автор









57) И последнее:



Это был, несомненно, линейный корабль - монстр, доминирующий на морской
поверхности, иметь которого могли позволить себе очень немного стран, а
строить самим - еще меньше. Чувство, что Советский Союз отныне причастен к
<высшей лиге> держащих свой флаг в море государств, было выдающимся -
гордость, восторг и еще раз гордость. И не надо смеяться, не надо. В этом
нет ничего смешного. Десять лет назад наличие или отсутствие лишь одного
такого корабля в порту колебало чаши политических весов вверх и вниз,
заставляя политиков решать: начинать войну сейчас - или, может быть,
подождать, пока у нас не появится такой же?



Я помню свои чувства, когда в 1989 году, будучи на практике в Николаеве,
издалека увидел у достроечной стенки ЧСЗ силуэт авианосца (это был
<Тбилиси>). Все, у нас появился авианосец - значит мы по-настоящему
заявляемся в море.

Конечно, автор преувеличивает возможности промышленности СССР, особенно с
учетом войны. Но, если бы...


nebo