Re: Русский вклад...
Здравствуйте.
>ЛИБО
>(в) роль в исторических событиях, сделавшая этот самолет или вертолет легендой международного масштаба (иностранный пример - японский А-6М "Зеро")
Этот пункт размывает совершенно обсуждение. Взгляд на историю весьма различается, тут бы с иной стороны опереться, о техническое совершенство, ясность концепции.
>Я бы предложил такой список русских страниц мирового авиастроения:
>Дореволюционный период:
>1."Илья Муромец"
Разумеется, «Русский витязь».
>1920-30-е гг
>2. АНТ-3
>3. И-16
Согласен полностью, ну почти. Скажем, АНТ-3 продолжал работы Junkers конца первой войны.
>ВМВ
>4. Ил-2
>1950-70-е гг
>5. МиГ-21
Вот эти, очевидно, согласно третьему критерию? Спорить не буду, только были самолёты и совершеннее, даже и пораньше. Далее Вам уже указали на Mirage, а я ещё и F-104 прибавлю, хоть его и хают. Весьма совершенная машина подобного МиГ-21-ому назначения — лёгкий перехватчик. ВПХ плоховаты только, но дальность, БРЭО, вооружение. Кроме ВПХ, в пользу МиГ и экономические соображения, видимо. Но ведь сложно что-то утверждать о советской экономике…
>6. МиГ-25
Весьма необычная машина, даже своим обликом произведшая впечатление. Вклад её в мировое авиастроение велик, а вот польза для меня сомнительна, то есть, не бесспорна.
>7. Ан-22 "Антей"
Одна из многочисленных широкофюзеляжных транспортных машин порождённых, видимо, широкофюзеляжными немецкими, а после британскими и американскими мотопланерами. Разумеется, Антонов тоже участвовал в этом со времени первых замыслов. Но вот влияние Ан-22 на авиацию проблемно.
>8. Ми-10
Первый аэрокран был не у нас. Наши вертолёты традиционно, уже тогда более массивные и, соответственно, грузоподъёмные. Мне это не слишком нравится, так как вертолёт, думаю, должен быть лёгким, чтобы стать полезным, распространённым и дешёвым. Но это предмет долгого обсуждения.
>9. Ми-24 "Крокодил"
Согласен, вертолёт уникальный, повлиял, но стоило ли такой делать загадка для меня. Тоже, что с МиГ-25/31. Должны ли такие системы иметь потомство?
>10. Ка-25
Ой, много у него соперников, в том числе весьма необычных схем или большей эффективности.
Мне по душе Ка-26.
>1980-90-е гг
>11. Ан-124 "Руслан"
>12. Ту-160
>13. Ка-50 "Черная акула"
Кризис гигантизма, моё мнение. Ещё Ан-225 прибавьте и многое другое. Тут у меня вопрос. Можно ли назвать советскую техническую систему этого периода, которая была хотя бы не массивней «аналогов»? Можно и не авиационную. Даже танки стали набирать массу стремительно.
Дмитрий Журко