От Kosta Ответить на сообщение
К realswat Ответить по почте
Дата 21.10.2015 11:35:49 Найти в дереве
Рубрики WWI; Флот; Армия; Версия для печати

Re: Некоторые соображения...


>Именно так. В этом-то и суть всех проблем с альтернативами. Если отбрасывать процесс принятия решений, и использовать ретроспективный анализ - всё рисуется хорошо.
>А я как раз в корневом посте и попытался уделить внимания предпосылкам для формирования соответствующих решений - точнее, их отсутствию. Decision making - ключевой вопрос истории, им-то и надо заниматься. Работать же в координатах исторической "банды двоечников", на мой взгляд, не только непродуктивно, но даже неинтересно - ну да, если поменять все "неправильные" решения на решения "правильные", результат изменится. В чём смысл такого занятия?

Собственно, по 1914-15 гг. я согласен. По крайней мере, у военных я в этот период не заметил ни острого, ни какого-либо другого желания высаживаться в Проливах. Пожалуй, если исключить записку Бубнова от октября 1915 года, в которой он призывает уговорить англичан продолжать Галлиполийскую операцию, и самим высаживаться на Босфоре несмотря ни на какие потери. Поэтому если речь идет только о 1915-м - да, тут без вариантов. В августе, пожалуй, у нас были бы шансы зацепиться за Босфорский плацдарм, но представить себе русскую Ставку, озабоченную десантом на фоне падения Новогеоргиевска и Ковно, трудно.

В 1916 году условия для "десижн макинг" совершенно другие. Уже понятно значение Проливов для снабжения русской армии. (Собственно, Алексееву это уже в декабре 1915-го должно было стать понятным, когда у него более 100 тысяч винтовок мертвым грузом лежали в Архангельске из-за невозможности их вывезти - это на фоне острейшего кризиса с винтовками в войсках.) Уже и штаб Эбергарда, и Бубнов предлагают планы десанта, и Колчака на ЧФ ставили именно как "десантника". Уже не говорю про Николая II - этот всю дорогу был только "за". То есть к 1916 году не только дипломаты, но и военные уже созрели для операции. Загвоздка только в Алексееве. И тут уже совершенно не выглядит фантастичным предположение, что Ставка все же решилась бы на операцию. Заболей Алексеев летом, а не осенью, попади Гурко раньше на его место...


>>На обеих берегах Босфора?
>
>На одном.

А судя по Бубнову, высаживаться предстояло на обоих.


>>Не понимаю. Когда в марте 1915 года Эбергард требует себе Констанцу в качестве базы для высадки под Бургасом - это похоже на шутку?
>
>Я тоже не понимаю. Речь шла про август 1916 г., потом вдруг бац - и мы оказываемся в марте 1915 ...

В данном конкретном случае какое это имеет значение? За год с Констанцей что-то ужасное произошло? Командующий ЧФ считает, что ему для операции против Бургаса нужна промежуточная база в Констанце. Да, я в курсе, что Босфор несколько дальше, чем Бургас. Это совершенно нивелирует ценность Констанцы? Где смешно в предложении использовать ее при десанте?