|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
Нумер
|
|
Дата
|
10.01.2013 15:49:15
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Огромная масса люмпенов и полу-люмпенов.
Заметим, маргинализованный и деклассированный элемент - необязательно нищий. Хотя у большинства, безусловно, бедность сочетается с невежеством и примитивизмом, приводящими к легкой манипулируемости "простыми и привлекательными идеями".
В мусульманских странах, в силу ряда культурных и геополитических особенностей, маргинальный слой особенно широк. Плохая вписываемость в современную экономику сочетается с высокой рождаемостью. Как следствие - множество людей, или уже вышибленных из устойчивого образа жизни, или чувствующих себя под постоянной угрозой. Что порождает ответную агрессию. Которую нужно только направить куда надо и "сдетонировать".
В начале (в 2011 г.) сирийский конфликт имел клановый характер: суннитские "элитарные слои" (а арабы-сунниты составляют 60-70% населения Сирии - есть также курды-суннитоы и проч. нац. меньшинства) чувствовали себя ущемленными непропорциональным алавитским засильем, и возбудили суннитские массы на "мирные протесты".
Хотя и на этой ранней стадии не обошлось без внешнего подстрекательства: местная суннитская оппозиция вряд ли решилась бы на открытые действия, если бы не чувствовала плотную поддержку и поощрение западного "разведсообщества" и нефтяных монархий, окрылённых ливийским "успехом" и ищущих следующую жертву.
Однако, как это всегда и бывает, люмпенская "революция" вышла из под контроля местной буржуазии и интеллигенции, маломощной, разрозненной и безыдейной. Контроль полностью перешёл к зарубежным силам, обладающим и денежными средствами, и богатым опытом идеологической манипуляции.
Что усугубилось тем фактом, что Запад, испытывающий финансовые трудности и шок от провала своего "похода за демократию" в Ираке и Афганистане, передал практическое руководство сирийскими "протестами" Саудовской Аравии и Катару. А у этих региональных псевдохолуев Запада есть своя собственная "агенда", изрядно отличающаяся от западного "видения". И деньги они платят не вполне тем и не вполне для того, что бы хотелось западным претендентам в кукловоды.
Как следствие, оппозиция зажиточных суннитских кругов в Сирии, напуганных разгулом бандитизма и экстремизма и страдающих от санкций и развала экономики, заметно ослабла на протяжении 2012 г. Их отряды отошли на второй план и больше напоминают местную самооборону, а "политическая оппозиция" - фиговый листок для представления "международному сообществу". Тогда как ударной силой стали международные формирования полунаемников-полуисламистов на саудовско-катарском содержании. А в этих формированиях всякой твари по паре - и "временно безработные" профессионализировшиеся боевики из экстремистских организаций Ирака, Ливана и Ливии, и "молодые энтузиасты" из городских низов Турции, Египта, Иордании, и смесь фанатиков-добровольцев с инструкторами-казначеями из гос-в Персидского залива, вплоть до оставшихся не у дел ичкерийских эмигрантских огрызков, западноевропейских озлобленно-ущербных иммигрантов и выкидышей из Пакистана и Афганистана.
>И шире. А чего такого обещают/дают исламские радикалы, что у них такие успехи в пропаганде, а у остальных таких успехов нет?
Любая религия - опиум для народа, в наше время превратившийся из лекарства в яд. Но ислам - яд особенно едкий. Он обещает "простые и понятные" решения по всем вопросам, вплоть до бытовых. Рядится в псевдодемократические одежды "общинного братства" и помощи бедным. Систематизирует и освящает традиционные моральные нормы и обычаи ближневосточных народов (многие из них устарели и из достоинств превратились в недостатки, но малообразованные и выведенные из равновесия люди всегда склонны искать опору в "вечных ценностях"). Наконец, ислам дает своим приверженцам ощущение "касты избранных", превосходства над "непосвященными". Это особенно соблазнительно для людей, чувствующих себя уязвимыми и проигрывающими, неприспособленными к господствующему "западному образу жизни".
Противостоять этому "регрессивному соблазну" могли бы модернизаторские левонационалистические лозунги, которые и привели партию Баас к власти в результате двух переворотов - сначала правого крыла в 1963 г., а потом левого в 1966 г.
Проблема в том, что эти лозунги были похоронены самими переродивщимися баасистами (напоминающими эсеров Рос. империи) очень давно, еще лет 20-30 назад. И возрождать их для нынешней буржуазно-бюрократической власти, да еще с своекорыстно-клановой алавитской спецификой, боязно. Это ведь тоже трудноуправляемая стихия (еще раз напомню приход к власти правых басистов в 1963 г. на этой волне, и их снос той же волной через три года).
Причем сейчас нет СССР, способного оказать хотя бы минимальную поддержку левым; скорее наоборот, можно ожидать аврала у всей местной реакции.
Хотя критическая ситуация вынуждает-таки сторонников Асада возрождать потихоньку старые лозунги "сирийской нации" (где все общины равноправны) и неразрывно связанного с ними секуляризма и прогрессизма. Но очень осторожно и половинчато, поэтому и результаты такие же скромные и половинчатые.