|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
Вулкан
|
|
Дата
|
18.04.2012 13:07:46
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Флот;
|
|
Re: В сухом...
>По поводу морской мощи Англии и Испании. Азмините, но англичане потеряли тактическую инициативу у острова Уайт, и вернули ее только у Гравелина, буквально вытолкав испанцев в Северное море.
Не очень понял претензии по поводу "потери стратегической инициативы" и посадки на хвост Армаде вместо попыток встретить её "лицом к лицу".
Шансы надежно сковать, разгромить и уничтожить Армаду в открытом море (а широкую часть Ла-Манша можно считать таковым) были сомнительны в любом случае. Тогдашние флоты не были привычны и приспособлены к таким сражениям, они не случайно старались сражаться у берегов. Для англичан "прибрежный" метод был вдвойне выгоден - их корабли были мелкосидящими, они хорошо знали прибрежные мелководья - мели, гидрологические условия, приливы-отливы, преобладающие ветра; это позволяло им навязывать выгодную себе дистанцию (что имеет ключевое значение для применения корабельной артиллерии).
В то же время, высадка десанта с Армады, до её соединения с Фландрской армией, им не только не была угрозой, но напротив, была выгодна. Имевшихся на борту войск было недостаточно для завоевания Англии; в то же время, корабли Армады скучились бы в хорошо знакомом англичанам прибрежном мелководье, и лишились бы основной части абордажных команд. Тут-то шедшая следом английская эскадра могла навалиться с наветренной стороны, используя бриз и прилив и, концентрируясь по своему усмотрению на том или ином вражеском корабле, расстрелять-сжечь-захватить.
Оставшемуся без флота десанту пришлось бы сдаться.
Наконец, англичанам тоже нужно было время для концентрации эскадр, для мобилизации голландских союзников, для формирования войсковых соединений на берегу, ремонта укреплений, стягивания войск на сборные прибрежные пункты.
Откладывание генерального сражения до Дуврского пролива (который просматривается с башен Дувра вплоть до французского берега даже в пасмурную погоду) было, вероятно, сознательным английским выбором. И вполне разумным. Тамошнее мелководье было им досконально знакомо, там в Кенте была максимальная концентрация их укреплений и войск (которые иначе пришлось бы растягивать по всему побережью), там можно было ожидать и эффективную голландскую помощь.
А до этого выгодного момента ограничивались слежением за Армадой, созданием постоянной угрозы, и отщипывали от неё по возможности.
>На мой взгляд это показывает как раз иррегулярный характер английских ВМС в данную эпоху.
А по-моему, вся операция была разыграна английским флотом как по нотам. И с начала до конца проходила именно так, как рассчитывали английские командиры.
Что касается мобилизации вооруженных купцов и приватиров в состав английских ВМС, это была многовековая традиция, отработанная до мелочей. Уже за 300 лет до рассматриваемых событий в Англии был досконально расписан и утвержден порядок такой мобилизации, санкции и поощрения, сроки службы, за что корона платит в таких случаях, за что нет. И этот порядок обычно действовал как часы. С вполне удовлетворительными результатами.
Включение в состав королевского флота особых боевых кораблей (помимо всегда присутствовавших нескольких "многоцелевых) было вызвано не неэффективностью традиционной "традиционной системы", а чисто техническим развитием. Первый специально приспособленный под артиллерию большой "узко военный" корабль был построен в Англии в 1514 г. (Henry Grace à Dieu) при Генрихе VIII, с тех пор они присутствовали в составе королевского ВМФ постоянно, почему Генриха VIII и считают внёсшим решающий вклад в их регуляризацию (хотя процесс этот был ступенчатым и постепенным, так что трудно выделить какого-то одного короля-"основоположника").
>Что касается господства на море - англичане его тоже в Канале не имели, несмотря на то, что их было 167 против 132 испанцев.
В те времена говорить о господстве в открытом море не приходится в принципе. Техника не позволяла. У берегов и в узостях - другое дело.
>Господство это появилось, когда в море вышли еще порядка 100 кораблей голландцев. Именно голландцы вкупе с англичанами и поставили крест на любых попытках Армады загрузить войска из Фландрии.
И что тогда неразумного в стремлении английского флота сблизиться с голландцами и только после этого приступить к решительным действиям. Причем не где-нибудь, а именно между Кентом и Фландрией/Голландией.
>Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота
Звонкая, но лживая фраза. Из одного ряда с "Верхней Вольтой с ракетами" и тому подобными "афоризмами".