|
От
|
HorNet
|
|
К
|
И. Кошкин
|
|
Дата
|
20.09.2011 20:12:28
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
|
Re: Ил-2 не...
>Главным его достоинством была живучесть - для надежного поражения самолета с передней полусферы требовалось прямое попадание зенитного снаряда, для осколков и пуль винтовочного калибра он был мало уязвим.
А боевая эффективность тогда как же?
>Однако от атаки с хвоста самолет был практически не защищен, поэтому пара истребителей могла легко сорвать атаку эскадрильи штурмовиков, уничтожив или повредив большую часть. Для защиты от них и был посажен стрелок, который отнюдь не был радистом - просто стрелок с крупнокалиберным пулеметом. Задачей стрелка было отгонять истребители противника, что, по-крайней мере, повышало шансы самолета выполнить боевую задачу, а после выполнения - повышало шансы на выживание, когда штурмовики становились в оборонительный круг.
Мне доступно понимание сентенции про "вторую пару глаз", но не очень понятно - что мог сделать воздушный стрелок без специальной подготовки. Это ненамного эффективнее черенков от швабр или полос фольги, у союзников-то. То есть, как я понял, стрелок имел скорее warning-ценность, причем именно в отношении первого подхода вражеских истребителей; огневая же ценность его была отличной от нуля только в плотном строю штурмовиков, идущих на малой высоте, затрудняющей атаку снизу, и достигалось это отличие от нуля просто плотностью огня стрелков нескольких (десятка+) машин.
Дело в том, что строи "донтлессов" много раз спасало то же самое - спонтанно эшелонированный строй и совместный огонь стрелков. Достаточно напомнить, что Сакаи получил свою пулю в глаз именно в такой ситуации. Причем SBD тоже были с бомбами. Отличие только в высоте, но это отличие универсально для любого сравнения воздушной войны у нас и над Тихим океаном; кроме того, у нас оно нивелировалось защитой Ила снизу спереди. Тем не менее, на основе вот таких интервью уже по заданиям 1943 года там проектировались одноместные штурмовики - например, будущий "скайрейдер". Задачи самообороны без маневрирования с самолета были сняты - это все должны были делать файтеры эскорта.
Тот факт, что сего не произошло с тем же Ил-10, все-таки скорее говорит о том, что в истребительной консерватории у нас все было гораздо хуже...