Re: [2novik66] Применялись...
День добрый!
>«С 27 июня на аэродроме Ханко создавались укрытия для самолетов, бетонные убежища для личного состава и огневые зенитные точки. Убежища в шесть-восемь накатов толстых бревен, положенных вперемежку с двутавровыми балками, получились вместительные и прочные. Они надежно защищали два самолета И-16 даже от прямых попаданий тяжелых снарядов. Рулежная дорожка от каждого укрытия кратчайшим путем выводила самолет на взлетную полосу. (…) В первый свой прилет на Ханко Антоненко и Бринько , зная о постоянных артобстрелах, подошли к аэродрому на малой высоте под прикрытием лесного массива. Выпустив заблаговременно шасси, посадочные щитки, они произвели посадку и успели быстро зарулить в уже готовую «рефугу» – так называли тогда самолетные укрытия. И только тогда финские артиллеристы опомнились и открыли огонь по самолету.»
>В.Ф. Голубев, «Во имя Ленинграда»
Тут Василий Федорович немного ошибается - даже если он имеет ввиду не первые прилеты знаменитой пары на полуостров в июне, а перебазирование 3 июля (кстати, прилетели они не парой, звеном), то в то время укрытия готовы еще не были. Их более менее закончили только к середине июля, а на самом деле к концу августа.
На Ханко было несколько видов укрытий. То, что описывает Голубев, представляло собой землянку с перекрытием, одной бревенчатой стеной и наклонным въездом в нее. Полностью укрывался только фюзеляж с хвостом - крылья и двигатель оставались открытыми, за исключением того что над ними был козырек и маскировочная сеть. Укрытие (от осколков) в основном обеспечивалось за счет углубления в землю, а не накатов. В случае разрыва снаряда в зоне укрытия самолет выходил из строя. Иногда это происходило и при прямом попадании в накаты.
Соответственно все это строилось уже после начала войны, и начала артобстрелов.
С уважением, Андрей