От Denis~rec Ответить на сообщение
К Паршев Ответить по почте
Дата 02.05.2004 01:32:25 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; Современность; Версия для печати

Re: О морали...

>Тем не менее правильно говорить не об аморальности, а именно иной морали войны. Человек с трудом примиряется с тем, что моралей может быть несколько - но это так.

Возьмите фразу "морально устойчивый человек". Сколько кратно моральноустойчивый? (проверочное предложение). Как-то не звучит. Это я к тому, что мораль одна, просто люди, далекие от войны не занимаются в себе выработкой моральных норм, пригодных к использованию в экстремальных ситуациях. Мораль войны ни сколько не противоречит морали повседневной.

-"Будь гуманен" (пристрели своего раненого, если не можешь вынести из окружения, дабы враги не мучали.
-"Будь ответственен и требуй этого от других" (набей морду товарищу, заснувшему на посту, дабы всех ночью не вырезали)
-"Будь рационален" (признайся себе, что ОСНОВНОЕ твое занятие - убить как можно больше врагов, причинить ему максимальный вред.)
-"Помогай товарищам" (тебе помогут)

и т.д.

Еще навскидку:

- "Поступай с другими, как ты хотел бы, что бы впоступали с тобой". Издевательства и БЕССМЫСЛЕННАЯ жестокость в отношении пленных бывалыми вояками обычно не приветствуются
- "Помни о главном" (выжечь очаг сопротивления в библиотеке или музее под корень. Человеческая жизнь твоих товарищей и твоя гораздо дороже книжек, которые потом напечатают или ночного горшка Македонского, сгорит навсегда, ну и пусть, на войне как на войне).
- "Наименьшее из зол". Лучше пострадают принципы Женевских конвенций чем мои товарищи (застрелить пойманного боевика, а не тащить его на фильтр, чтобы через неделю он опять в прицел нас выцеливал.)
-"Бери от жизни все" (прибалтийскую снайпершу, которую по многим выше перечисленным принципом подобает умертивить, предварительно ...., т.к. если уж мы рещили нарушить ее право на жизнь, то уж такую мелочь, как ее сексуальные свободы можно в расчет даже не принимать. А право на жизнь по законам войны она утратила в момент, когда в первый раз вышла поохотиться).

Ну и прочие военные проблемы, несмотря на спецефичность имеют решения, укладывающиеся в нормальные гражданские рамки. (Будь от начальства подальше, не верь однажды обманувшему, своя рубашка ближе к телу и пр.)


>У правителей существует (и должна существовать) иная мораль - хотя за такое утверждение Макиавелли отлучили от церкви.

Ну, собственно то Макиавели не совсем прав (если Вы его верно процитировали), и попы не вполне правы. Просто основные моральные принципы "не убий, не укради" и т.д. политик был должен использовать с пользой и исходя из принципа наименьшего из зол для подданных. Типа повесить клерка за копеечную взятку по принципу "убью одного, дабы другие не много украли"