|
От
|
sss
|
|
К
|
И. Кошкин
|
|
Дата
|
15.06.2012 09:02:00
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Помимо дружины есть и собственно войско
Причем если речь идет о серьезной войне, а не о местечковой разборке силами приближенной братвы - основные задачи вооруженной силы выполняет именно войско. И вот в него могут попасть уже не избранные, "лично обязанные всем", а все более-менее подчиненные князю/королю. Более-менее - это значит в том числе, и "менее", включая связанных чисто формальными вассальными обязательствами, или просто те, кому по пути на данном этапе, зачастую довольно случайные или временные союзники.
Т.е. в войске может оказаться порядочное количество людей, которые идеей подставлять свою личную головы под чей-то меч "за обиду князя" собсно говоря не особенно-то горели. А в то же время активное, в полную силу, участие этих людей должно было быть значимым фактором успеха боя. Собственно не вопрос, что дружина должна подчиняться безусловно, вопрос в том, что дружина не есть войско, это скорее "гвардия + двор + аппарат", костяк войска - а "мясо" составляют совсем другие люди, в общем-то не приученные да и не обязанные беспрекословно подчиняться. Традиция принуждения и соответствующий аппарат наказания в Европе появились намного позже. Вопрос в том, как заставить эту рыхлую массу мяса, людей, которые вообще друг друга могут видеть первый раз (или второй-третий) в жизни - действовать решительно, самоотверженно, и, желательно, более-менее скоординированно. Надо как-то на них воздействовать; поскольку любой бой это риск смерти или увечья (и притом риск невзирая на положение, хоть простой воин, хоть начальник) то если не обеспечить их гарантированное участие в бою, еть вероятность что они просто могут простоять весь бой в стороне, не принося никакой пользы. Или вообще подорвутся бежать в критический момент, что принесет только вред.
Т.е. видится так, что князь/король должен был либо сам воздействовать на эту массу своим личным авторитетом, либо придавать каждой части войска авторитетных командиров, способных заставить или увлечь свои части в бой. Либо и то и другое. Если личного авторитета было достаточно - мог командовать и с тылового НП. Если нет - то на коня, копье в белы руки и вперед.
Собственно, именно сакрализация персоны великого князя, превращение его в царя, почти живого представителя бога - они и обеспечили ему такой авторитет, который позволил перейти к тому, чтобы командовать войском опосредованно (и уж тем более лично не вступая в бой). Даже из Москвы, даже вообще не выезжая к войску или выезжая редко и ненадолго в особых случаях.