От Skvortsov Ответить на сообщение
К БорисК
Дата 21.06.2010 10:46:32 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Re: [2БорисК] Не совсем...

>>Бензин реально отгружали Англии. Причём здесь отговорки.
>
>В 1940 г. на долю США приходилось 63% мировой добычи бензина. И на Англию хватало, и на Японию. Определяющей была политическая воля, а не нехватка.

Добывают нефть. Затем её перегоняют и получают различные фракции, в том числе бензин. Поэтому количество бензина определяется мощностью нефтеперегонных заводов.
В 1940 г. Японии предложили покупать не бензин, а нефть, и самим заниматься нефтеперегонкой.



>Конструкционная сталь идет не только на строительную индустрию, но и на машиностроение, и на судостроение, и т.д., и т.п. Даже танки состоят далеко не из одной брони.

Ну не лимитирует конструкционная сталь производство оружия и судостроение. Никак.
Сравните общую выплавку стали в Германии и её союзниках с выплавкой стали в СССР и сравните объемы оружейного производства.


>
>Наблюдаем сокращение производства как раз в 1940 г. Как Вы думаете, почему? А последующий рост производство спецстали шел за счет сокращения производства других ее видов. Классический "тришкин кафтан".

1) Падение на 21 тыс.т - несущественно.
2) Высококачественную спецсталь обычно варят в электроплавильных печах малого объёма, а конструкционную сталь - в мартенах крупного объёма.



>
>Кто в то время мог полноценно заменить США в качестве поставщика нефти, а Англию и Голландию в качестве поставщиков натурального каучука для Японии?

Каучук Япония получала из французского Индокитая.
Из Голландской Индии она получала нефть.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st055.shtml


В начале второй мировой войны до 50 процентов японского импорта приходилось на долю Азии, 8 - 9 процентов,- на долю Европы и 33 - 35 процентов падало на США (Нихон токэй нэнкан. 1950 (Статистический ежегодник Японии), стр. 198 - 201.). Железную руду японцы импортировали из Британской Малайи и с Филиппин, марганец - из Индии, олово - из Малайи, нефть и бокситы - из Голландской Индии, никель и свинец - из Канады и Австралии, магний, молибден, вольфрам и ванадий - из Кореи и Маньчжурии, хром - с Тайваня, каучук-сырец - из Индокитая, древесину - из Маньчжурии.

Для обеспечения подвоза стратегического сырья и материалов Япония располагала торговым флотом общим водоизмещением свыше 7 млн. тонн. Однако одна пятая часть его состояла из деревянных, преимущественно парусных, судов, годных только для каботажного плавания (Там же, стр. 182 - 183.). Наличным флотом японцы в конце 30-х годов обеспечивали перевозки экспортно-импортных грузов лишь на 65 процентов, а посредством фрахта - 35 процентов. Морской транспорт лимитировал поступление стратегического сырья в страну.

Прямая зависимость от импорта промышленного и энергетического сырья и уязвимость морских коммуникаций Японии в большой мере влияли на стратегические планы японских правящих кругов. Империалистическая Япония рассчитывала укрепить свой военно-экономический потенциал за счет территориальных захватов в Юго-Восточной Азии, которая перед второй мировой войной давала более половины мировой добычи сурьмы, 75 процентов вольфрамовых руд, свыше 95 процентов мирового производства натурального каучука, 93 процента риса, почти 90 процентов бобовых культур (Очерки новейшей истории Японии. М., 1957, стр. 242; Нихон кокусэйдзуэ (Япония в цифрах и диаграммах). Токио, 1972. стр. 240, 246, 311.). Установление единоличного контроля над районом Восточной Азии и Южных морей призвано было обеспечить страну стратегическим сырьем.


>>Так на большее у Японии денег не было. Экспорт падал.
>
>Вот именно. Смена поставщиков на устоявшемся рынке в условиях войны, как правило, приводила к повышению цен.

Во время войны цены растут у всех. Цены на готовую продукцию Германии, экспортируемой в Швецию, росли быстрее цен на железную руду.

>>Каучук спокойно покупали, пока в Индокитай не вошли.
>
>Так и нефть покупали, но все время чувствовали себя на коротком поводке, который не позволял японцам делать все, что они хотели. Их в любой момент могли одернуть, и им это, конечно, не нравилось.

Когда вошли в Индокитай, вопрос с каучуком вообще отпал. Они его стали контролировать.

>>А потребление флота зависит от интенсивности операций.
>>Кстати, надо сравнивать, какую часть флот съедал из импорта Южных морей, который он обеспечивал. Как бы отрицательный баланс не получился бы.
>
>Крупнейший японский линкор "Ямато" требовал для полной заправки 4210 т топлива. Кроме того, 61 т смазки и 48 т легкого горючего. Этого хватало на 7200 морских миль на 16-узловом ходу. Не такие уж астрономические цифры.

Такусиро, Япония в войне:

http://s48.radikal.ru/i119/1006/31/17a88dbc31ef.jpg



http://s59.radikal.ru/i165/1006/e3/a8d565a4188f.jpg



В связи с войной потребление нефти и очищенных нефтепродуктов в Японии в 1941/42 бюджетном году увеличилось. Возросшие нужды пришлось удовлетворять за счет запасов: в 1942/43 бюджетном году из запасов было использовано 10 664 тыс. баррелей (в 1941/42 бюджетном году — 688 тыс. баррелей)
Бюджетный год в Японии начинался 1 апреля и заканчивался 31 марта. Американский баррель равен 158,9 литра; Дж. Коен. Военная экономика Японии, стр. 133.


Ергин, Добыча

В тылу, в связи с тем, что импорт иссякал, приходилось затягивать пояса все туже и туже. Потребление бензина на гражданские нужды в 1944 году составило лишь 257 тысяч баррелей – всего 4 процента от объема 1940 года.
После того как во второй половине 1944 года Гуам стал главной базой американских бомбардировщиков, нацеленных на Японию, туда ежедневно доставлялось по 120 тысяч баррелей авиационного бензина. В то же самое время вся военная авиация Японии на всех фронтах потребляла лишь 21 тысячу баррелей в день – т. е. одну шестую того, что доставлялось на Гуам.