От Евграфов Юрий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.07.2006 17:09:13 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Опять про танки и ж.д. ...

С уважением к Форуму!

Хочу вновь обратить внимание Сообщества на проблему транспортировки наших танков по железной дороге в 30-х гг.
«Первый заход» был сделан в мае прошлого года, но обсуждение не завершилось чем-то определённым.
Теперь, когда ув. Железнодорожник открыл нам доступ к «закормам» ж. д. литературы, см -
http://ronisd.narod.ru/faq.html ,

появилась возможность сделать «Второй» заход.
В указанном ресурсе есть книга – Шадур Л.А., Развитие отечественного вагонного парка, /М.: Транспорт, 1988 г. – 279 с./
В ней на стр. 87 находим фразу:
«На некоторых из перечисленных заводов вагоностроение носило временный характер, преимущественно при выполнении государственного заказа в 1935 году по изготовлению большого числа платформ грузоподъёмностью 20 тонн. [107]»
Здесь речь идёт о 2-х осной платформе, разработанной в середине 20-х гг., а «перечисленные» предприятия, хоть и крупные, но не основные изготовители указанных вагонов.
Как выглядел этот госзаказ в целом в книге не описано, однако некоторое представление о нём можно составить:
Так, на стр. 80 говориться, что завод «Красное Сормово» получил срочный правительственный заказ сделать в 1935 году 3500 указанных платформ. До того завод делал самое большее 615 таких вагонов, а в предшествующем 1934 году и всего-то 231. Есть ещё такая деталь – в 1937 году производство ж.д. вагонов на заводе было прекращено.
Там же говориться, что на Кировском [в г. Кирове] заводе в 1934 году было налажено производство 2-х осных 20-ти тонных платформ, и в 1934-1936 гг. построили 6140 таких вагонов.
На стр. 81 – На Калининском заводе [г. Тверь] в конце 1934 года получили заказ построить в следующем году 7000 всё тех же 2-х осных 20-ти тонных платформ. Это две годовых программы! Начав в феврале 35 года с изготовления четырёх платформ в сутки, уже в апреле увеличили их выпуск в 9 раз! К концу года перевыполнили задание на 1260 платформ.
На стр. 81 – Черноморский (Николаевский) завод выпустил:
в 1934-1935 гг. – 1022 2-х осных 20-ти тонных платформы;
в 1935-1936 гг. – 1200 4-х осных 50-ти и 60-ти тонных платформ.
На стр. 82 – Заводу им. И.Е. Егорова (г.Ленинград), специализировавшемся на изготовлении пассажирских вагонов, в том же 35 году поручили сделать тысячу 2-х осных 20-ти тонных платформ. 31 января приступили к их строительству, 28 августа рапортовали об исполнении задания (1006 вагонов), а к концу года сделали ещё 1500 сверх плана.
На стр. 84 – Крюковский завод в 1934 году изготовил 3850 2-х осных 20-ти тонных платформ, а в 1935 получил задание сделать 5600 платформ плюс 1800 полувагонов. Изготовили по факту – 5917 платформ и 1810 полувагонов.
На мой взгляд, аврал на лицо.
Тем более, что 6 марта 1931 года Советом Труда и Обороны была принята программа по вагоностроению, в которой хоть и предписывалось в будущем строить только 4-х осные большегрузные 50-ти и 60-ти тонные вагоны, тем не менее предусматривался выпуск и 17,5 тысяч 2-х осных 20-ти тонных платформ.[стр. 77]

Возникает вопрос с чем был связан чрезвычайный госзаказ на 2-х осные 20-ти тонных платформы?

Вполне возможно, что эти вагоны потребовались для вывоза, например, леса. Хотя лес отлично возят и в полувагонах.
Но так же можно предположить, что вдруг обозначилась проблема с перевозкой артиллерии и танков.
Хотелось бы услышать кто что думает или знает по данному вопросу.

Теперь перейду к Уралвагонзаводу. Его окончательная проектная мощность выросла с 5 до 75 тысяч большегрузных вагонов в год [стр. 82]. Предполагался выпуск, в основном, полувагонов (гандол), в которых была особенно острая необходимость (см. Программу СТО по вагоностроениюот 1931 года).
Но 14 октября 1939 года нарком среднего машиностроения утвердил заводу следующую номенклатуру выпускаемой продукции:
50 % -- платформ 60 т;
25 % -- крытых 50 т;
25 % -- полувагонов 60 т.
Платформы на заводе начали строить с ноября 1937 года.

Вот опять и возникает вопрос – это что же, спохватились на чём будем возить Т-34 и КВ?

Потому как мы имели для танков только два типа платформ - 2-х осные 20-ти тонные и 4-х осные 50-ти или 60-ти тонные. Ну, конечно не считая многоосных транспортёров.

И ещё вопрос, к тем из уважаемых членов сообщества, кто работает в архивах:
- как складывались взаимоотношения ГБТУ с железнодорожниками по вопросу транспортировки танков во второй половине 30-х годов? Шли ли согласования массы разрабатываемых танков до появления конкретной цифры в ТТЗ и увязки вопросов их транспортирования по ж.д. в целом?
Вопрос, конечно, тупиковый. Потому что в годы войны обошлись теми платформами, что были изготовлены до её начала [стр. 110]. Здесь интересно как функционировала система разработки БТТ, а не то, что на сей раз пронесло.

Всем всех благ!